Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 76 Насу Белгородский институт искусства и культуры В. П. Римский Белгородский институт искусства и культуры МОНГОЛЬСКИЙ НАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ МОРИН ХУУР В КУЛЬТУРЕ КИТАЯ (ПРОБЛЕМЕНЫЙ РАКУРС) С одной стороны, нельзя утверждать, что национальная традиционная культура Монголии (в отличие от некоторых наций, уникальность которых с катастрофичностью поглощается деструкциями современного мира) находится на грани полной потери своих черт или распада. С другой же стороны, столь же очевидно, что глобализация жизни, быта, традиционной культуры и искусств современных монголов оказывает существенное (и, надо сказать, не всегда однозначное) влияние на традиционнцую кочевую цивилизацию, затрагивая, а то и расшатывая устои ее культуры, ярким выражением которой является народный музыкальный инструмент моринхуур – «степная жемчужина». В этой связи мы обоснуем тезис о том, что переходный период от традиционного к современному моринхууру выявляет неоднозначность данного процесса, когда, с одной стороны, установка на «музыкальную технологизацию», осовременивание этнических инструментов (включая дизайн и способы изготовления) объективно и оправданно повышает требования к непрерывному совершенствованию игровой техники, изменения репертуара в соответствие с новыми реалиями. А с другой стороны, эти модификации заостряют проблему разумных трансформаций, которые бы не входили в явное противоречие с традицией и основами ментальности «монгольского человека». Ключевые слова : национальная традиционная культура Внутренней Монголии, этический струнный музыкальный инструмент моринхуур, «степная жемчужина», культурные трансформации, процессы «европеизации», музыкальная интеграция, кочевая культура, ранние музыкальные формы, культуное наследие, «музыкально-культурная традиция», репертуар, техники изготовления, способы наследования монгольской музыкальной культуры. Nasu Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia) V. P. Rimsky Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia) MONGOLIAN FOLK MUSICAL INSTRUMENT MORINHUUR IN CHINA CULTURE (PROBLEM APPROACH ) On the one hand, it cannot be said that Mongolia's national traditional culture (unlike some nations, whose uniqueness is catastrophically absorbed by the destructions of the modern world) is on the verge of a complete loss of its features or disintegration. On the other hand, it is equally obvious that the globalization of the life, life, traditional culture and arts of modern Mongols has a significant (and, it must be said, not always unambiguous) impact on the traditional nomadic civilization, affecting, if not shattering the foundations of its culture, the vivid expression of which is

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=