Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 72 Но достаточно их чуть-чуть поскрести – и вы увидите, как шерсть вылезает наружу и топорщится. Разве из того, что дикарь обладает тщеславием светского человека, следует, что он приблизился к культуре? Я уже говорил и повторяю это еще раз? Русские не столько хотят быть цивилизованными, сколько стараются нам казаться таковыми. В основе они остаются варварами. К несчастью, варвары знакомы с огнестрельным оружием» [1, с. 536-537]. В этих фразах заключено не только утверждение о варварской сущности русского народа, но и предупреждение всему «цивилизованному миру» об агрессивности русских и смертельной опасности, которую этот народ таит. И все же травелог Кюстина дает читателю представление о России XIX века. Кюстин представляет описание основных городов северной и центральной России: Петербурга, Твери, Москвы и Нижнего Новгорода, подмечая их особенности, достоинства и недостатки. Описания эти довольно выразительны и живописны. Начинается травелог с описания Петербурга. Но с самых первых строк маркиз не удерживается от колкостей. Он пишет, что сам город и сфинксы на его набережной производят величественное впечатление. Но, тут же добавляет, что эти сфинксы – «слепки античного творчества» – выглядят нелепо на фоне современных зданий и церквей, сохраняющих русский «национальный стиль» и в то же время не принадлежащих русскому наследию, а заимствованному у Византии. При осмотре гранитной набережной Невы, он обращает внимание, что хотя издалека она выглядит «величественно и красиво» вблизи видно, что гранитная набережная сделана «из плохого и неровного булыжника, столь неказистого на вид и столь неудобного как для пешеходов, так и для езды» [1, с. 424]. И тут же он с сарказмом замечает: «Впрочем, здесь любят все показное, все, что блестит…» [1, с. 434]. Далее маркиз осматривает Петербург. Его отдельные наблюдения верны. Он смотрит на строительство Исаакиевского собора и Зимнего дворца, рассказывает читателям об ужасной судьбе его строителей, вынужденных работать до потери сил, попадая из ужасной жары в лютый холод. Даже работы каторжников на рудниках Урала и то не была такой ужасной. Рабочие почти без вознаграждения, по воле царя, воздвигали это величественное сооружение в городе, который начал строит сам император Петр I. Здесь мы погружаемся в историю нескольких императоров и в рассуждения о природе рабства. «Да, можно сказать, что весь русский народ, от мала до велика, опьянен своим рабством до потери сознания», – заканчивает свой экзерсис в русскую историю маркиз [1, с. 430]. Петербург утром. Безлюдные улицы. Если промчится тройка, то это либо офицер, едущий с докладом к начальству, либо фельдъегерь, скачущий с поручением. На улицах очень мало женщин, да и те некрасивы. Одним словом – казарма. Таким представляется маркизу утренний город. За его описанием как всегда следует глубокомысленная сентенция: «Кажется, что тень смерти нависла над всей этой частью земного шара» [1, с. 432]. Но, когда наступает день, все немного оживляется. Появляется множество прогулочных колясок. Но за подобным наблюдением вновь следует «глубокомысленный» вывод. На сей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=