Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 60 профессионалов – «душеведов», как практиков, так и теоретиков, ибо надо признать, что «всяко лыко в строку». Суицидент наделяет акт самоубийства только ему известным смыслом, часто унося с собой в небытие истинные мотивы совершенного, подменяя их мотивировкой. Суицидент в посмертной записке или любым иным способом пытается дать рациональное объяснение причинам своего поступка, указывая на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие к фатальному выбору. Мотивировка может радикально отличаться от действительных мотивов его поведения. С ее помощью суицидент делает попытку оправдать в глазах окружающих свои действия и поступки, приводя их в соответствие с своими личностными нормами и нормативно задаваемыми обществом способами поведения. Возможно, реальные мотивы самоубийства сокрыты в глубинах подсознания, то есть не осознаются ни самим суицидентом, ни его окружением, в наличии у которых наличествует только предположение, версия случившегося. «Самоубийство представляется нам «черной дырой» - прорывом в ткани смысла, которую плетет человек… В течение веков философы и художники, медики и социологи, правоведы и психологи старались наделить самоубийство смыслом, заполнить «черную дыру. Культура превратила самоубийство в своего рода лабораторию смыслообразования – лабораторию для разрешения фундаментальных вопросов: свобода воли, бессмертие, соотношение души и тела, взаимодействие человека и Бога, индивида и общества, отношение субъекта и объекта. Не разрешив вопроса о том, почему люди кончают жизнь самоубийством, человек создал множественные смысловые структуры … жизненный акт – самоубийство становится фактом культуры» [1, с. 256] i . Как утверждает И. А. Паперно, русский филолог, литературовед, историк, культуролог, профессор кафедры славистики Калифорнийского университета , среди множества историй знаменитых самоубийств можно выделить те, что могут выступать в качестве определенных единиц, или носителей смысла и выступать в качестве модели (парадигмы), на которую ориентируются другие суициденты. В числе примеров парадигматических самоубийств И. Паперно приводит следующие (смерть Сократа, (II) смерть Христа, (III) смерть Кириллова , (IV) смерть Катона (I) Смерть Сократа (парадигма смерти- бессмертия). Сократ, приговоренный к смертной казни путем приема яда, взял инициативу смерти на себя и принял яд прежде назначенного срока. рассуждая при этом о цели и значении своего акта – освобождении души от тела с целью обретения вечной жизни. Возможно, его последователи в своих рассуждениях использовали следующий силлогизм: Сократ бессмертен. Сократ – самоубийца. Следовательно, все самоубийцы бессмертны II Смерть Христа

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=