Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 54 и организационным нормам. Разрушение организационной основы означает разрушение самой морали, под которой понимается разделяемая всеми в качестве предрассудка моральная интуиция. Складывается ситуация, в которой все разновидности прикладной этики предлагают, два, как минимум, противоположных решения возникшей проблемы, один со временем получает поддержку государства и общественного мнения, например, аборты или эвтаназия. Человек выбирает пригодное, мораль как бы подключают к решаемой проблеме для ускорения возникновения желаемого результата. Как следствие, прикладная этика становится разновидностью политической технологии, которая исключает или подавляет политическую волю. Получается, что для этого и следует изучать этическую теорию, особенности языка моральных суждений. По мнению некоторых авторов, в современной России соотношение между «моралью по истине» и «моралью по мнению» как бы законсервировано. Мораль представлена достаточно традиционными нормами, в том числе, обеспечивающими воспроизводство иерархических институтов и соответствующее социальное разделение. Поэтому задачей этики в России является моральное просвещение, а прикладная этика неактуальна и уступает этике нормативной и просветительской [14, с. 46]. Преподавание этики у нас отличается от Европы и по форме, и по содержанию. В Европе любое этическое суждение включено в систему юридических и административных координирующих и рамочных норм, например, поведение судей или должностных лиц. Законопослушный и профессиональный человек признается хорошим человеком, у нас обратная последовательность. Это иллюстрируют некоторые ответвления этики, такие как непозитивистская современная философия права. Более того на западе этика буквально встроена в систему принятия решений. В России иная ситуация и преподавание этики сохраняет черты преподавание философской этики. Однако, многие отечественные авторы под влиянием западного подхода считают, что прикладная этика возникла и являет собой ответ на новые вызовы. В этом есть рациональное зерно, но, например, профессиональная этика сложилась задолго до всех «вызовов» современности. Несмотря на то, что прикладная этика в нашей стране молодой феномен, за характеристикой «прикладная этика» уже скрывается множество интерпретаций. Так, например, с точки зрения В. И. Бакштановского и Ю. В. Согомонова, прикладная этика может быть характеризована как: а) конкретизация морали в нормативно- ценностных подсистемах; б) как теория конкретизации морали, проектно- ориентированного знания, фронестических технологий приложения, приуготовленных для целенаправленных преобразований в «малых системах» [15]. Новая парадигма этики должна отразить преемственность в контексте гуманистической традиции и предложить алгоритмизированные ответы в прикладной части на вопросы: «что?» «почему?» «каким образом?» «зачем?». Отождествление понятий «прикладная этика» и «практическая этика»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=