Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 53 Мораль – реакция на специфическую ситуацию человека в мире, которая характеризуется фундаментальной взаимозависимостью людей в их телесно- душевно-разумной, социальной, культурной конкретности; их уязвимости и незащищенности. Мораль адекватна особенностям человеческого существования. Возможны различные варианты «неклассической» моральной теории в качестве сосуществующей альтернативы «классическому» взгляду. Хорошим образным выражением соотношения классической и неклассической моделей этики является следующее сравнение: если классическая (аристотелевская) этика есть, прежде всего, этика «золотой середины», «определенности блага» как середины между знанием крайностей, то неклассическая этика – это этика «золотых крайностей», которые отражают возникновение крайних проявлений как зла в стихии нравственной жизни. Неклассическая этика по ряду оснований устанавливает соотношение пороков и добродетелей: субъект; объект проявления свойств субъекта; процесс и аксиологическое понятие нормы, сравнения и отношения. Иными словами, эмпирическая этика в сочетании с этикой норм и принципов с учетом отклонения от нормы, отраженного казуистической этикой взрывается попаданием человека в ситуацию принятия выбора, который влечет за собой убеждения и этику ответственности. Структура поступка в конкретной ситуации может включить в себя другие субъекты и объекты, создавать коллизии, предполагать виртуальные, параллельные ситуации. Сама ориентированность морального качества может быть единичной и множественной, прямой, встречной или цикличной. Это означает невозможность простой логической основы для формализации и типологизации моральных качеств, основой признается модальная логика или «воображаемая» логика не аристотелевская по своей сути. Современное состояние морали на Западе неплохо выразил А. Макинтайр в книге «После добродетели». По его мнению, то, что мы получили на обломках проекта Просвещения, – это разрозненные моральные нормы, которые временами соединяются в суждения, имеющие в качестве цели воздействовать на общественное мнение подобно тому, как воздействует браконьер на состояние водоема, бросая в него динамит. Макинтайр приходит к выводу, что морали как таковой более не существует» [13, с. 17-18]. Тем не менее, проект Просвещения дал результаты. Кризис современной западной теоретической этики свидетельство потребности в новых этических подходах. Количество создаваемых теорий растет, а их роль уменьшается, что ведет к теоретическому скептицизму даже в рамках аналитической этики. Ведущие моральные философы предлагают отказать от теории вообще или от больших теорий в угоду теориям среднего звена. Линия эмотивизма и прагматизма в контексте позитивистской философии стала предпосылкой развития прикладной этики. Мораль приобрела способность переходить в свою противоположность, лишаясь свободы как самоопределения личности. Такая мораль становится приложением к правовым

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=