Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 48 начала над витальным (природным). Этическое как рациональное отталкивается от представления об общем благе, о добродетели, учения о конкретных добродетелях и правильном образе жизни. Однако, в современном мире произошли серьезные сдвиги: например, сфера морального включила животных и даже растения; прикладная этика приобрела способность самодвижения, которая многими авторами отождествляется с целесообразностью или обоснованностью решений применительно к конкретной области деятельности [2, с. 366]; аксиологическая проблематика приобрела самостоятельное значение и стремится определять онтологические подходы. То обстоятельство, что этическая проблематика выступает важной составляющей философской работы и сегодня, а также необходимость глубокого анализа проявивших себя нравственных альтернатив современного мира подчеркивали все участники конференции – «круглого стола», посвященной ситуации в области современных этических исследований, материалы которой опубликованы в конце 2017 года в журнале «Вопросы философии». Исследователи относят к современным тенденциям «ностальгию» и ориентир в этике на абсолютные нравственные смыслы и признание адекватности за практически ориентированными этическими нормами, что в итоге привело к разрыву между прикладной и философской этикой, а также трудностям определения приоритетов развития этической науки в будущем. Так как в данном обсуждении принял участие широкий круг ученых- специалистов по этической проблематике, будем в дальнейшем приводить их позиции со ссылкой на состоявшийся разговор, так как в его ходе звучали рядом разные оценки современного состояния этической науки. По оценке известного отечественного исследователя А. А. Гусейнова: «…современное состояние этики, теоретической этики, философской этики…не позволяет осмыслить новую моральную реальность. Речь идет не о том, чтобы развить, дополнить, конкретизировать применительно к новым реалиям основные известные нам этические учения и нормативные программы. Задача более глубокая – переосмыслить основания, на которых они строились. Сейчас требуется другая практическая философия… То есть моральная философия, которая имела бы статус первой философии» [3, с. 9]. В свое время такую возможность открыло учение М. М. Бахтина, который в статье «К философии поступка» категорию поступок определяет двояко: мир культуры дает почву содержанию и смыслу поступка; в первую очередь действующий индивид ответственен за бытие и факт поступка. Поступок проявляет чувства, мысль и представляет собой дело; саму жизнь, выраженную в активности человека, диалектике внешнего и внутреннего мира в нем. Содержание поступка всегда предметно и задается миром культуры. [4] Как следствие, бытие человека представляется как моральное, сама философия моральна подобно учению Б. Спинозы или И. Канта. Вместе с тем, мораль выступает как основа человеческого существования, и этот ракурс тоже представлен в классических этических учениях.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=