Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 43 единственное, что позволяет нам упорядочивать и интерпретировать события прошлого (…). Сам процесс остается прогрессивным и динамичным. Наше представление о направлении и наша интерпретация прошлого подвержены постоянной модификации и эволюции по мере нашего продвижения вперед» [2, р. 186]. Каждая новая интерпретация, подчеркивает Э. Карр, не означает, что она более верная, нежели предыдущая, но, как и любая другая, значима для своего периода. Именно поэтому прогрессивность историографии заключается в том, что она пытается добиться углубленного проникновения в ход событий. Это то, что Э. Карр склонен считать «конструктивным подходом к истории». История приобретает значение и объективность лишь, когда устанавливает прочную связь между прошлым и будущим. В течение последних двухсот лет, говорит Э. Карр, ответом на вопрос «что такое история?» служило понятие «прогресс». «Это была оптимистичная концепция, продукт эпохи безграничной веры в будущее; виги и либералы, гегельянцы и марксисты, теологи и рационалисты пребывали в твердой (…) приверженности к ней» [2, р. 197]. И хотя слово «прогресс», да и само понятие вышли из моды, Э. Карр находит его, с вышеизложенными оговорками, верным и необходимым, поскольку история лишена смысла в статичном мире. Открывающийся горизонт . Современный мир в последние десятилетия находится в полосе радикальных изменений, которые, по мнению Э. Карра, являются результатом научных открытий и изобретений и их повсеместного внедрения. Социальная революция стала видимым следствием этих изменений. Переживаемый период в сравнение с предшествующими эпохами демонстрирует невиданное расширение горизонта человеческого сознания и его способностей. «Теперь человек стремиться постичь и изменить не только окружающий его мир, но и самого себя, что позволяет говорить о новом измерении разума и новом измерении истории. Современная эпоха из всех в наибольшей степени занимается историей и мыслит в терминах истории» [2, р. 202]. Самый значительный вклад в этот процесс внесли, по мнению Э. Карра, такие мыслители, как К. Маркс и З. Фрейд. Заслугой первого было введение в оборот понятия преобразовательной деятельности человека, вследствие чего главная функция истории состояла уже «не в изучении объективных законов, руководящих поведением человека в обществе, а в придании обществу и индивидам, составляющим его, новой формы путем сознательных действий» [2, р. 206]. В свою очередь З. Фрейд открыл сознанию и рациональному исследованию корни бессознательного в поведении человека. Все это подтолкнуло историков к размышлению над собственным положением в истории. «Со времен Маркса и Фрейда историк уже не имеет оправдания в том, чтобы считать себя отдельным и независимым индивидом вне контекста

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=