Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 19 Аввакума М. Волошин пытается осмыслить суть современного конфликта и проследить пути его дальнейшего развития. Поэтому нет смысла говорить о создании именно исторического образа Аввакума в этом случае, у М. Волошина Аввакум приобретает символические черты, поэму он вводит лишь те сюжеты, которые, отвечает общему замыслу поэта. Вместе с тем, используя стилизацию под древнерусский литературный язык, современный прообразу главного героя поэмы, писатель создает ситуацию, когда читатель теряет ощущение присутствия автора этого произведения. То, что поэт транслирует лишь знаковые биографические сюжеты, присущие подвижническому служению героя, совершенно не явно для читателя. И все же, задолго до возникновения интереса к образу протопопа Аввакума в элитарной культуре, среде интеллигентской, в народе существовали свои представления об образе «огнепального» протопопа. Эти зачастую амбивалентные представления, выраженные в народных преданиях и легендах, существовали в старообрядческой среде и в середине XX века. Так, вплоть до середины XX века в народе живут притчи и легенды, в которых протопоп Аввакум, овеянный ореолом мученичества, предстает почти как былинный богатырь – обладающий гиперболизированной физической силой, способный класть поклоны тысячами и выносить духоту практически запредельную. Эти легенды записал и сохранил литературовед и археограф В. И. Малышев. К сожалению, в устной форме концу XX века предания об Аввакуме прекратили свое бытование и дошли до современного исследователя лишь благодаря фиксации собирателями фольклорных и археографических экспедиций. Уже в конце 20 века старообрядцы восстанавливают историческую память о протопопе Аввакуме по научной литературе. В позднее советское время интерес к личности протопопа угас, а новый всплеск внимания к его образу произошел только в 90-е годы XX века, когда традиция устных преданий ушла в прошлое, и даже коренные староверы вынуждены были заново открывать для себя протопопа Аввакума, читая «Житие», научные исследования и популяризаторскую староверческую литературу. Осмысливая эволюцию трактовок образа протопопа Аввакума на всех уровнях восприятия трактовок на протяжении трех веков в различных культурных парадигмах, можно говорить о неоднозначности и сложности образа конкретного исторического персонажа. Анализ процесса мифотворчества в современном понимании, мифологизации исторической персоны, средств, при помощи которых это происходило с разной степенью осознанности, показывает, что совокупность феноменов, объединяемая в современном обществе понятием «имидж», в той или иной степени существовала всегда и играла важную, а порой и определяющую роль в различных политических и религиозных движениях. Таким образом, можно выделить несколько этапов осмысления личности протопопа Аввакума с постепенным переходом от деперсонализации его фигуры через романтизацию в интеллигентской среде и народной культуре к попыткам объективной оценки его роли в истории культуры.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=