Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 18 как «вождь» старообрядчества, хотя в XVII веке староверие нельзя назвать организованным движением с общей идеологией. За полтора века наукой была проделана масштабная работа, открывшая простому пользователю не только литературное наследие выдающегося писателя конца XVII века, но многогранность личности самого автора «Жития». Читатель может не принимать выводов исследователей, стоять на противоположной позиции при оценке деятельности и творчества Аввакума, и в тоже время вынужден признать значение этих работ, позволивших ему самому создать образ «огнепального» протопопа. Параллельно с началом научных исследований, возникло другая волна интереса к личности Аввакума, родившаяся в творческой среде тогда же, после публикации «Жития» Н. С. Тихонравовым. С момента публикации «Жития» личность протопопа Аввакума заявляет о себе предельно ярко и громко. Такая публикация не могла остаться незамеченной; если прежде протопоп как человек никого особенно не интересовал, то его имя, тем не менее, было слишком знаменитым и в определенном смысле нарицательным, поэтому интерес к его Житию не мог не возникнуть. Интерес творческой интеллигенции к «Житию» и его автору вырывает образ Аввакума из контекста религиозно- политической борьбы и включает его в сферу литературно-художественного интереса: оказалось, что образ Аввакума затрагивает нравственную и религиозную формы сознания в большей степени, чем политическую. На этой волне начинают появляться художественные произведения, как литературные, так и живописные, которые переводят фокус внимания с политических и религиозных на общечеловеческие проблемы. Среди наиболее ярких художественных литературных произведений второй половины XIX века следует назвать труд Д. Л. Мордовцева «Великий раскол», в котором автор рассматривает личность протопопа в контексте эпохи, проводя параллель с идеологами протестантизма в Европе, но при этом уделяя наиболее пристальное внимание раскрытию его образа как лирического героя [13, c. 384]. Д. С. Мережковский, пересказав «Житие» в стихах в поэме «Протопоп Аввакум», дает ему фактически новую жизнь [12]. Поэма, отодвинув на дальний план политическую сторону деятельности протопопа, максимальное внимание уделяет созданию художественного образа, и возвращается в старообрядческую среду в качестве духовного стиха, становясь, по сути, фольклорным произведением. Здесь мы наблюдаем пример взаимопроникновения народной и элитарной культур, что свидетельствует об актуальности и значимости фигуры протопопа Аввакума для всех слоев населения в этот период. Совершенно идентичное название носит и другая поэма, созданная через тридцать лет поэтом М. Волошиным [1]. Причиной повышенного интереса для М. Волошина стало ощущение сходности судеб Отечества в переходные периоды его истории, каковыми был и раскол Русской церкви в XVII веке, и события революции и гражданской войны начала XX века. Аввакум же стал для поэта образом, отражающим в себе дух этого непростого времени. Через образ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=