Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 17 особенно отмечает «нестандартность» мученика за Старую Веру как литератора: «Новаторство Аввакума сказывается, прежде всего, в том, что он традиционное «житие» с его стилистическими и тематическими шаблонами реформирует в полемически заостренную автобиографию, в повествование не о каком-либо постороннем угоднике, а о самом себе. Старая русская литература до Аввакума ничего похожего на это не знала» [5, c. 27]. Важнейшими источниками для изучения народных представлений о протопопе Аввакуме стали материалы, собранные литературоведом и археографом Владимиром Ивановичем Малышевым [11]. Эти предания о протопопе Аввакуме, созданные в старообрядческой среде и записанные исследователем, донесли до нас мифологический образ, созданный в среде благорасположенной к лидеру старообрядческого движения, приобретший житийные черты святого, страдальца за старую веру. Помимо этнографического материала, В. И. Малышев, вводит в научный оборот обнаруженные им рукописи с сочинениями как самого Аввакума, так и с произведениями о нем. Доскональные текстологические исследования «Жития» были проведены другими филологами и литературоведами – Натальей Сергеевной Демковой и Натальей Владимировной Понырко [15]. Работы Н. С. Демковой раскрывают творческую историю «Жития», исследуя его списки и редакции, а изменения в их структуре и композиции связывает с внутренней жизнью автора [7]. Подход к изучению «Жития» Н. В. Понырко близок лосевской концепции взгляда на миф «мифическими глазами». Исследователь призывает минимизировать поиски метафоричности и аллегоричности в текстах духовного лидера сторонников Старой веры и относится к событиям и людям, описываемым в тексте, как реально бывшим для людей той эпохи [15, c. 7]. В советской историографии фигура протопопа Аввакума теряет свою привлекательность, масштабные биографические исследования появляются лишь в начале XXI века. Это не означает, что XX век забыл об «огнепальном» протопопе, но интерес к биографии Аввакума локализовался в зарубежных научных работах. Фундаментальное произведение «Протопоп Аввакум и начало Раскола» французского переводчика и историка Пьера Паскаля наиболее полно раскрывает образ многогранной личности Аввакума [14]. П. Паскаль следует принципу неотделимости личности от социокультурной действительности и исследует биографию Аввакума в историческом контексте. В силу этого задачей исследователя стало «насколько возможно точное и обстоятельное изложение истории начала раскола, наряду с возможно разносторонней характеристикой Аввакума» [14, c. 42]. В современной историографии вновь возник интерес к личности и биографии Аввакума. Книга «Протопоп Аввакум Петрович – вождь и идеолог движения русского староверчества», написанная профессором Бухарестского университета скорее является кратким биографическим очерком, в котором не вводятся новые источники [8]. Протопоп Аввакум представлен в этом очерке

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=