Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 15 сознанием, и, в тоже время, выполняет психотерапевтическую функцию адаптации индивида в обществе. Р. Барт негативно оценивает роль мифа в современной действительности, считая его орудием идеологических манипуляций, которые действенны благодаря своей ориентированности на потребителя [2, c. 321]. Таким образом, современное мифотворчество связано с социально-политической действительностью. Миф же рассматривается и как идеологическая конструкция, и как отражение исторической памяти, и как презентация архетипов, и как символ социальных и культурных процессов, свойственных тому или иному периоду времени. Столь пристальный интерес общественного и научного сознания к проблематике мифологической и религиозной экзистенции, по мнению В. В. Лыткина, объясняется пристальным и устойчивым интересом человека к осознанию своего места в мире, к включению себя в единую систему взаимовлияния и взаимодействия человека, Земли и космоса [10, c. 12]. Несмотря на столь разные подходы к пониманию природы мифа, вышеозначенные концепции говорят о том, что создание мифов не есть исключительно порождение архаичного сознания, но является категорией, существовавшей во все времена и воплощавшейся во внешних формах, наиболее соответствующих их содержанию. Можно сказать, что образ протопопа Аввакума – один из интереснейших образцов культурной эволюции от мифологического образа к реальному человеку, попыткам снять патину мифических и художественных представлений и предпринять попытку объективного взгляда на Аввакума как на человека и исторического деятеля. Поиски ответа на этот вызов нашли свое воплощение в создании образа протопопа Аввакума, мифологизации его личности, перемещении его из плоскости исторической реальности в творческое, мифологическое и в некотором смысле былинное пространство, в его семиотизации, которая привела к разъединению реальной исторической личности с ее образом. До публикации «Жития» Аввакума в 1861 году интерес к его личности существовал исключительно в рамках религиозного противостояния старообрядцев и синодальной церкви. Старообрядцы почитали его как мученика за веру и, неофициально, как святого, а представители синодальной церкви осуждали как фанатика и наиболее яркого идеолога раскола. Таким образом, для обеих сторон конфликта личность протопопа Аввакума терялась, растворившись в присвоенных ему ярлыках. Очевидно, что такой подход к трактовке образа протопопа никаким образом не освещает черты его личности и в принципе не заинтересован в этом. На месте Аввакума в данном случае мог быть кто угодно другой, спор не терял от этого ни своей сути, ни интереса. Конфликтующие стороны выбрали одно яркое имя и наделили его теми чертами и характеристиками, которые имели наибольшее значение в их дискуссиях. Открытие и публикация «Жития» в 1861 г. Н. С Тихонравовым вызвало волну интереса к личности протопопа, положившую начало историческим

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=