Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(32). Т. 1. 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (32), том 1, декабрь 2019 г. 10 легитимацией социальной эксклюзии). Среднее молодежное поколение, включенное в поле молодежных субкультур, выстраивает культурную модель под влиянием православия, интерпретированного в качестве аргумента подтверждения правоты субкультуры. Для младшего молодежного поколения православие становится символическим инструментом, интерпретацией действительности через усвоенные ими упрощенные схемы православия, которые испытывают влияние постсекуляристского релятивизма. Секретарь общественной палаты России В. Фадеев отмечает, что восстановление исторической идентичности русского народа является первоочередной задачей [4]. Его позицию можно понимать так, что русскую историю пронизывают исторические проекты. Он выдвигает положение, что русский народ себя еще не вербализовал снова, не сформулировал «кто мы». Народ интуитивно понимает, что он великий исторический народ, но для того, чтобы это стало частью повседневности нужна работа другого масштаба. Россия может существовать только тогда, когда она реализует большие проекты [4]. Автора можно понимать так, что жизнь русского человека измеряется повседневностью, но для того, чтобы он ощущал себя частью большой страны требуется его участие в великих проектах, а идентичность – есть демонстрация собственных сил, исторического величия, в этом смысле российская идентичность становится привлекательной для поколений, является и признанием принадлежности к российскому государству, но пока еще не оформилась как принадлежность к российскому народу. Православие, в этом смысле, является великим народным утешением и исцелением. В тяжелые и смутные для страны годы православная вера спасала общество, позволяла выходить из нелегких общественных недугов. Рассматривая православие в качестве символического кода российского общества, связи между поколениями, конечно, необходимо осознавать, что нынешняя Россия, это не Россия конца XIX и даже не Россия 80-90-х годов ХХ века. В российском обществе произошли перемены, касающиеся и повседневной жизни, и социального дискурса, и взаимоотношений внутри общества, и отношений общества и государства. Связь поколений подвергается сомнениям, поскольку в 90-е годы усиленно вырабатывалась формула, что молодежь является поколением рынка, способна сформировать общество едва ли ни западного типа, в то время как старшие поколения описывались, преимущественно в контексте адаптации, вынужденного приспособления к переменам. Согласно социологическим опросам, молодежь показывала социальный оптимизм, построенный и на вере в собственную социальную энергию на пути и возможности, открываемые рынком, и на то, что по своей мотивации она является поколением рационалистов. Однако, настроения молодежи 10-х годов XXI века являются гораздо сложнее, молодежь часто не ощущает в какой стране она живет. Советский лозунг «дадим дорогу молодым» ушел в прошлое. Сейчас в отношениях между

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=