Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 96 дополняется и развивается в процессе освоения дисциплин: «Введение в профессию», «Социальная работа», «История социальной работы», «Теория социальной работы», «Частные технологии социальной работы», «Социальная педагогика», «Социальное обслуживание семьи и детей», а также в ходе всех типов практик студентов. Этический аспект представлен во всех дисциплинах по выбору студентов: «Социальная работа с инвалидами», «Социальная работа с безработными», «Социальная работа с пожилыми людьми» и др. При отборе содержания этического образования будущих социальных работников авторы статьи придерживались точки зрения, что обучение профессиональной этике не ограничивается рамками аудиторных занятий по дисциплине «Этика социальной работы». В этическом воспитании будущих специалистов по социальной работе активно используется потенциал образовательной среды вуза в целом (волонтерство, культурно-досуговые мероприятия, научно-исследовательская деятельность и т.п.). При построении курса нами использовались материалы исследований ученых ТГПУ им. Л. Н. Толстого в области этики, один из которых является автором первого в России учебника по прикладной этике [12], выстроенного на принципах интегральности, конкретности и антиномичности этического знания. Ориентация на данные принципы позволяет сохранить логическую связь между нормативной, прикладной и профессиональной этикой, что является важным в виду отсутствия у студентов начальных этических знаний и, одновременно, «не перегружает» их теоретическими вопросами морали, которые оказываются органично включены в контекст изучаемой дисциплины. Один из авторов настоящей статьи в конце 90-х гг. в составе ВНИКа «Социальная реабилитация и профилактика безнадзорности» участвовал в подготовке программы курса «Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением». Раскрывая содержание раздела «Этика в реабилитации социально-дезадаптированных детей с девиантным поведением», мы отталкивались от сложившейся структуры представления этической составляющей в социальной работе: от общего (этика в социальной работе с дезадаптированными детьми и несовершеннолетними с девиантным поведением) – к истории данного феномена и далее к этике и этикету социального работника в деятельности с названными клиентами социального обслуживания, этике научных исследований в этой сфере [36]. В рамках исследования содержания этической подготовки будущих бакалавров социальной работы мы проанализировали ряд учебников и учебных пособий по дисциплине [8, 9, 10, 42 и др.]. Анализ показал, что в них в полной мере представлены необходимые для студентов этические знания в контексте предстоящей профессиональной деятельности, однако слабо представлен практический блок, позволяющий осуществить профессионально-нормативную конкретизацию этических знаний и помочь в формировании профессиональных компетенций. Вышеуказанные учебные издания дополняются публикациями по введению в профессию «Социальная работа» [5, 20, 26, 34 и др.], по основам

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=