Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 93 Вместе с тем анализ документов показал, что ныне действующие федеральные государственные стандарты высшего образования, в частности ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата) [32], не в полной мере спроектированы в логике современных научных подходов к определению содержания высшего образования. Кроме того, содержание рабочих программ дисциплин подготовки бакалавров, в том числе бакалавров социальной работы, в соответствии с современными требованиями должно быть сопряжено с содержанием соответствующих профессиональных стандартов. Статья 4 пункт 1 действующего Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» – важнейшего для отечественной социальной работы правового акта – гласит: «Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека» [31, с. 6]. В утверждённом в 2013 г. профессиональном стандарте «Специалист по социальной работе» при характеристике каждой из трудовых функций в разделе «Другие характеристики» установлено: «Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности, соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе» [15]. Проектируя рабочую программу дисциплины «Этические основы социальной работы», представленную в основной профессиональной образовательной программе по направлению подготовки «Социальная работа», мы исходили из требований соответствующего ФГОС ВО и профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» [15], в требованиях которого значительное место занимает этический аспект. Действующий ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата) требует, чтобы освоивший её выпускник обладал, в частности, общепрофессиональной компетенцией ОПК-7: способностью обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдать профессионально-этические требования в процессе её осуществления. «Этические основы социальной работы» – дисциплина базовой части Блока 1 дисциплин направления, базирующаяся на освоении студентами дисциплины «Философия». Изучение дисциплины начинается на 3 курсе, поскольку на более ранних сроках обучения такие понятия как профессиональный долг и вопросы совершенствования профессиональных компетенций еще не находятся в поле внимания будущих специалистов, которые должны обладать широким кругозором и быть способными к углубленной этической рефлексии. Изучение профессиональной этики рассматривается как одна из ступеней совершенствования профессиональных качеств будущего специалиста. К началу изучения дисциплины «Этика социальной работы» будущие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=