Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 92 В 2013 г. году приказом Министерства труда и социальной защиты РФ был утверждён «Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания» [17]. Попытка АСОПиР при обсуждении проекта данного документа сделать его сопряжённым с понятийным полем «Кодекса этики социального работника и социального педагога» не получила поддержки профильного министерства [22, с. 22-23]. Кодекс этики социального работника и социального педагога, находится в состоянии постоянного совершенствования. В частности, широкая дискуссия по этому поводу предшествовала IV съезду социальных работников и социальных педагогов России [22, с. 10-16]. Важным аспектом на момент становления вузовской подготовки будущих социальных работников стало и то, что и сама прикладная этика как область знания находилась в стадии формирования: не существовало единого мнения о ее предмете, методе, структуре и содержании, а также велись дискуссии о соотношении теоретической, прикладной и профессиональных этик, что затрудняло определение содержания этической подготовки социальных работников. Необходима была ее переориентация «с учетом реальной профессиональной и предметной практики, в которую придется включаться будущим специалистам». [1, с. 84]. К настоящему времени в России сложилось несколько отечественных научных школ, исследующих социальную политику, социальную работу, социальное образование. На современном этапе в свете развития российского высшего образования актуализировались многие научно-теоретические и практические проблемы университетской подготовки, в том числе этической подготовки будущих бакалавров социальной работы. Преодолению недостатков, имеющихся в практике подобной подготовки, может помочь научная разработка её содержания, в том числе этической составляющей. В настоящее время методологические подходы к осмыслению содержания высшего образования активно разрабатываются как отечественными, так и зарубежными исследователями в условиях компетентностного подхода, в рамках которого смысл образования «заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта», а содержание образования «представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт» решения многих проблем, в числе которых мировоззренческие и нравственные. Компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает «целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальный ролей, компетенций» [11].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=