Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 90 Деятельность по оказанию социальной помощи и социальному обеспечению, осуществлявшаяся в «доперестроечный» период в России, в 1991 году получила официальный статус профессии «социальный работник» и была включена в Квалификационный справочник профессий. Возникла необходимость профессиональной подготовки таких специалистов, и в ряде вузов страны, в том числе и в ТГПУ им. Л.тН. Толстого, был объявлен прием на данную специальность. Социально-экономическим обоснованием возникновения и институционализации профессиональной социальной работы в России стали фундаментальные социальные сдвиги в стране, приведшие к изменению и расширению практики социального обеспечения инвалидов и пенсионеров, существовавшей в СССР. Это, в свою очередь, стало толчком для развития профессионального образования социальных работников и целого комплекса наук, необходимого для обеспечения образовательного процесса. Следует отметить, что реализация образовательного стандарта по специальности «Социальная работа» на ранних этапах сталкивалась со значительными трудностями, связанными с недостаточностью его разработки в части постановки педагогических целей, содержания, а также технологий учебного процесса. Поскольку социальная работа обладает специфической системой ценностей и предъявляет специальные требования к личностным качествам специалиста, то опыт, накопленный педагогикой профессионального образования, в применении к профессиональной подготовке будущих социальных работников, также нуждался в дополнительном осмыслении и корректировке . Первые научные публикации по проблеме начали появляться с 1992 г. Они во многом транслировали обширный зарубежный опыт (прежде всего северо-американский) вузовской подготовки социальных работников, накопленный к тому времени (Кремнева Т. Л., Ефимова М. В., Васильева А. Ю., Чотчоева А. М. и др.), начали выходить работы, посвященные проблемам отечественного профессионального обучения и воспитания будущих социальных работников. Ведется активная разработка теоретико- методологических аспектов социальной работы в трех основных направлениях: как научной теории, как учебной дисциплины и как профессиональной деятельности (С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, В. И. Жуков, А. М. Панов, Л. В Топчий, М. В. Фирсов, Е. И. Холостова, М. Н. Коныгина, Г. П. Медведева и др.). В 1993-1994 гг. была переведена на русский язык и издана «Энциклопедия социальной работы» в 3-х томах, подготовленная коллективом учёных и профессиональных социальных работников США и выдержавшая у себя на родине восемнадцать изданий. В данной работе была обстоятельно представлена и этическая сторона: тематика статей представлена от этических проблем управления в социальном обеспечении к этике в политическом анализе социальных проблем и, далее, к этическим ценностям в социальной работе,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=