Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 85 2.Теоретическая интерпретация данных опроса Проблемы христианской идентичности, православной аутентичности и конфессиональной приверженности в целом, как показывают дискуссии в СМИ и специальной литературе, в настоящее время далеки от своего исчерпывающего истолкования, что связано со сложностью формирования, эволюции, дифференциации и коннотационного многообразия термина «религия» и стоящих за ним социальных феноменов [4]. Не менее сложной является и семантика термина «православие» [9]. Тем не менее, в современной России идея «религиозного налога», как известно, предлагалась и обсуждалась еще в начале 2000-х годов политиками, мусульманами и тогда митрополитом, а ныне патриархом Московским и всея Руси Кириллом [13]. Православие, как христианская конфессия и религия, восходит к традиции «καθολικὴἘκκλησία» /«Ecclesia Catholica» как совокупности т.н. «реальных групп» (если использовать термины социологии, отличаемых от «условных групп»), объединявших тех, о ком в Евангелиях сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18, 20), собиравших «людей доброй воли», вопреки постоянным угрозам преследований, на «трапезы» («ἀγάπη», «агапа», «вечеря любви»), «Θεία Ευχαριστία» («Божественная евхаристия», «благодарение»). Эта религия возникла не только как сообщества («реальные группы») «веры, надежды и любви», поэтично именовавшие себя «родом избранным» (γενοςεκλεκτον), «царственным священством» (βασιλειονιερατευμα), «народом святым» (εθνος αγιον) и т.п. Власти той эпохи квалифицировали их как сторонников «Назорейской ереси» (Деян 24:5), «superstitio Iudaica» («иудейское суеверие») и т.п., периодически в течении почти 300 лет объявляя гонения на этих «hostespopuliromani, irreligiosiincaesares» («враги народа Рима, не почитающие цезарей»), что позднее получило общее название «ἐκκλησία μαρτύρων» («экклесия свидетелей» как «экклесия мучеников», «Ecclesiamartyrum», «Церковь мучеников») и «Ecclesiapressa» («гонимая Церковь»). Именно в данном контексте сформировалось множество форм жертвенности в христианстве, в том числе движение т.н. «монтанистов», которые исповедовали особый «энтузиазм мученичества» и готовность пострадать за веру, отказываясь простить тех сторонников «καθολικὴἘκκλησία» /«Ecclesia Catholica», которые в периоды гонений отрекались от «народа святого», но потом каялись, поставив проблему разделения «своих», «других» и «чужих» в общинах. «Религиозный налог» не требует такого рода предельно серьезных жертв, но позволяет финансово (1-10 % от доходов, «десятина») поддерживать религиозную традицию и общину, которую личность считает «своей», «истинной» и «достойной». Христианская, православная и конфессиональная идентичности сегодня могли бы укрепиться, подтверждаясь именно через такую поддержку, а не только в качестве ответа на вопрос анкеты о своей конфессиональной приверженности, т.е. не только на т.н. «вербальном уровне религиозности», отмеченном выше. Церковь, конфессиональная идентичность вообще, как показывает данное пилотное, как и многие другие исследования, остаются во многом для студенческой молодежи пока еще не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=