Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 84 Я нахожусь под политическим давлением неверующих и атеистов 1,94 Любая религия - это сказки, предрассудки и заблуждения 3,14 Мои родители за меня приняли это решение, когда я был ребенком 3,23 Подобные результаты еще раз подчеркивают низкий уровень воцерковленности студентов, их слабую связь как с институтом церкви в целом, так и с отдельными религиозными организациями и их представителями. Тем не менее, верующий человек воспринимается студентами довольно положительно. Приверженность вере связана в первую очередь либо с жизнью в соответствии с десятью заповедями или другим вероисповедальными нормами (4,62 баллов по семибалльной шкале), либо со стремлением быть порядочным человеком (4.32). Сюда же отнесем и такую характеристику верующего, как «делает что-то, чтобы другим людям жилось лучше» (4.30). Таблица 5. Что значит, по мнению респондентов, быть православным верующим (приверженцем другой конфессии) (средний балл по семибалльной шкале) Он непременно верующий, если крещен (совершен обряд вхождения в конфессию) 3,26 Старается быть порядочным человеком 4,32 Член церкви (конфессии, вероисповедания) 3,94 Делает что-то, чтобы другим людям жилось лучше 4,30 Живет согласно 10 заповедям (другим вероисповедальным нормам) 4,62 Чувствует свою связь с другими верующими людьми 4,00 Публично защищает свою веру (конфессию, вероисповедание) 3,72 Причащается (совершает другие обряды) 4,34 Читает Библию (Коран, другие Священные Писания) 4,26 При этом, важными признаками верующего человека является и его приверженность обрядам: «причащается (совершает другие обряды)» – 4,34 балла, «читает Библию (Коран, другие Священные Писания)» – 4,26 балла. Самыми низкими баллами отмечены членство в церкви (конфессии, вероисповедании) – 3,94 балла, публичная защита своей веры (3,72 балла) и необходимость креститься или совершать иной обряд вхождения в конфессию (3,26 балла). Таким образом, верующий воспринимается чаще всего как человек, следующий определенным этическим требованиям. Подводя итог, отметим следующие особенности религиозной и конфессиональной самоидентификации студентов: - вербальный уровень религиозности студентов за два года несколько понизился; - определение своей принадлежности определенной конфессии является для значительной части респондентов разновидностью скорее социокультурной, чем религиозной идентичности; - при этом, церковь как институт не играет в жизни студентов заметной роли.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=