Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 81 Данные результаты можно рассматривать как одно из проявлений низкого уровня воцерковленности студентов. Их религиозность носит преимущественно вербальный характер. Да и на вербальном уровне она постепенно снижается. Так, по сравнению с 2015 г., отмечено уменьшение доли студентов, однозначно определяющих себя как «верующие» (28 % против 37 %) и рост доли называющих себя «неверующими» (с 9 % до 15,8 %). [1, с. 72]. Изменилось и соотношение студентов, не уверенных в самоопределении по отношению к вере. Если отнесших себя к «скорее неверующим, чем верующим» оказалось почти столько же, как и два года назад (12,6 % вместо 11 %), то «скорее верующих, чем не верующих» оказалось меньше – 26 % вместо 32 %. Число таких студентов, которые еще только ищут свою веру (4,3 %) или очень заняты насущными проблемами, чтобы думать о вере и религии (5,3 %), практически не изменилось. Затруднившихся с ответом стало вдвое больше, чем в 2015 г. (7,9 %). Таким образом, вербальный уровень религиозности студентов несколько понизился. Подобный вывод подтверждается и тем, что почти четверть студентов (23,3 %) указали, что они являются «Верующими только в помощь близких людей, науки и знаний». То есть их вера не имеет религиозного характера. Большинство, правда, связывают себя с какой-то конфессией. Прежде всего – с православием – 55,5 %. Еще 4,6% – с иными христианскими деноминациями (0,8 %), с исламом (3,2 %) или с другими вероисповеданиями (0,6 %). К тому же каждый двадцатый указал, что является приверженцем собственной веры, личной религии (5,7 %). Столь же часто встречаются и верующие только в помощь таинственных сил, загадочные явления, удачу и чудеса (5,5 %). При этом следует иметь в виду, что самоопределение в качестве православного, далеко не всегда означает связь с религией вообще и с православной церковью в частности. Так, православными назвали себя 19 % скорее неверующий, чем верующих, и даже 4 % неверующих. Это позволяет предположить, что определение своей принадлежности определенной конфессии является для значительной части респондентов разновидностью скорее социокультурной, чем религиозной идентичности. Приведенные выше наблюдения дополняются и тем, что представления студентов о религии формируются, прежде всего, в семье, а не в церкви. Большинство респондентов отметили, что на их отношение к религии положительно повлияли бабушки (52, 8%), мамы (50,9 %), книги о религии или с религиозным содержанием (38,7 %). Работники церкви (священник, регент и т.п.) оказались лишь на четвертом месте (28,9 %). Но главное, что во всех случаях, кроме мам и бабушек, большинством студентов отмечается отсутствие какого-либо влияния вообще. Никак не повлияли на отношение к церкви: работники церкви – 60,5 %, отец – 65 %, уроки по религии – 74 %, друзья – 76 %, церковные воскресные школы или кружки – 79 %, братья и сестры – 80 %, муж или жена – 89 %. Не удивительно, что подавляющее большинство студентов либо вообще не связаны с церковью (50,6 %), либо чувствуют лишь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=