Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 74 в педагогике должна быть построена на педагогическом опыте нравственного воспитания. Опыт этического сдерживания рискогенных факторов в образовании Нравственное воспитание и этическое образование являются средствами мониторинга, сдерживания и профилактики аксиологических рисков в образовательной среде. Подобный опыт существовал в истории педагогики, целью этих экспериментов было нравственное развитие личности – в духе античной этики, с ее идеей усовершенствование склада души через познание добродетели. Речь идет о системе нравственного воспитания Л. Кольберга и педагогических взглядах Л. Н. Толстого. Анализ данных методов вышел бы за допустимые рамки статьи, поэтому обратим внимание на их актуальность, выражающуюся в следующих фактах: 1) Педагогический эксперимент, основанный на системе нравственного воспитания Л. Н. Толстого был предпринят в яснополянской школе с 1990 года. Помимо прочего, в части этического образования, школа Толстого была построена на идее любви и ненасилия. Вот что писали об этом авторы эксперимента: « «Школа Л. Н. Толстого» – это высокий уровень образованности в сочетании с подлинно духовным отношением к жизни. Это попытка обратить ребенка, входящего в мир, к разумному постижению знаний о мире и душе человека, к культуре чувства как добровольному стремлению жить в согласии со своей совестью, с людьми, окружающей действительностью, к свободе выбора и самостоятельности… это духовное и физическое здоровье ребенка, основанное на идеале человечества, нации и личного опыта самого человека. Это поиск ответов на вопросы – что есть мир, что есть «Я», каково мое место в мире? Это школа обретения пути жизни согласно способностям, потребностям и свободному волеизъявлению каждого человека…это восхождение по ступеням жизни к идеалу… Это непрерывность образования от рождения через детство, юность, зрелость, мудрость старости к бессмертию (ДОУ – начальная школа – базовое и высшее среднее звено школы – вуз – повышение квалификации и переподготовка кадров – родительский университет). Такая постановка проблемы предполагает переход от развития к саморазвитию, от совершенствования к самоусовершенствованию; раскрытие «Я» для нравственного служения людям. «Школа Л. Н.Толстого» – это школа любви и ненасилия. Ненасильственное (любовное) общение, ненасильственное обучение обладают способностью сделать человека добрым и сильным. Легче ответить на зло злом, чем найти противостояние злу добрыми усилиями. Весь эксперимент направлен на интеграцию российского образования и мировой культуры, приобщение к региональным ценностям, духовному наследию великого земляка, совершенствование педагогической культуры всех участников образовательного процесса». 2) Методика нравственного воспитания Л. Кольберга применяется до сих пор, например, в рамках систем профессиональной этики и этического образования, что доказывает ее эффективность для повышения нравственного уровня в профессии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=