Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 73 агрессора или силы личности жертвы; как они комментируются и так далее – иными словами, важна сопровождающая их нравственная оценка, нравственный контекст их демонстрации. 2. Первая оговорка связана с античным представлением о зле как о незнании добродетели. Ребенок, как существо, не знающее зла, подвергается большему риску – потому что, не зная зла, он не отличит его от добродетели. В этом случае особую роль начинает играть этическое образование и нравственное воспитание, о чем речь пойдет чуть ниже. Еще одна крупная дилемма, относящаяся к этике образования – это дилемма интерактивности. Она связана с появлением новых технологий, напрямую влияющих на образование. Сторонники интерактивного образования настаивают на том, что новые технологии делают образование доступным, всеобщим, развивают самостоятельность и ответственность личности. Противники утверждают, что информация становится недостоверной и не структурированной; в потоке разрозненной информации обесцениваются знания; качество образования падает; пропадает нравственное воспитание, заменяясь на интеллектуальное обучение. Образование, осуществляемое при помощи медийных средств, по словам немецкого философа П. Шмельцте («Основания медиаэтической педагогики») балансирует на гране игры, развлечения, но между обучением и развлечением нельзя ставить знак равенства. Рассмотрим возможные аксиологические риски данной дилеммы. В этике образования знание является абсолютной ценностью, которую можно соотнести с гартмановской ценностью блага, относящейся ко всеобщим и основным ценностям. Знание как благо, (согласно логике системы ценностей Гартмана) является критерием высоты всех остальных нравственных ценностей в образовании. Таким образом, в дилемме интерактивности аксиологический риск связан с искажением ценности знания и информации. Определение оппозиционных ценностей Вышеописанный анализ дилемм этики образования дает общее направление для определения оппозиционных ценностей, однако их конкретное определение ситуативно, поскольку, как отмечено выше, оппозиционные ценности являются частью неклассической культуры. Оппозиционные ценности могут быть использованы впоследствии для оценки рискогенных факторов, например, в молодежных субкультурах. Кроме того, на основании этического анализа моральных дилемм в образовании и полученных оппозиционных ценностей можно реконструировать типы аксиологических рисков. Для выявления оппозиционных ценностей может быть использован аксиологический мониторинг, составляемый по конкретной ситуации, относящейся к дилеммам этики образования. Методология составления и обработки результатов аксиологического мониторинга не является принципиально новой. Подобные эксперименты проводились в сферах парламентской этики и этики бизнеса. Методология аксиологического анализа

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=