Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 72 аксиологических рисков – определить, взяв за отправную точку ценности добродетелей. Определение конкретного содержания аксиологических рисков позволит выделить как нравственные ценности, являющиеся критерием морального выбора, так и оппозиционные ценности, формирующиеся как результат неверного выбора. Содержание аксиологических рисков: дилеммы этики образования Для определения содержания аксиологического риска, обратимся к вопросу о моральной дилемме, то есть, ситуации морального выбора, которая предполагает два равноценных решения, имеющих одинаково весомые аргументы. В современной этике образования специалисты выделяет следующие моральные дилеммы [3, с. 242-262]: Дилемма насилия. Данная дилемма стала объектом для обсуждений как широкой общественности, так и педагогического сообщества. Речь идет о влиянии сцен насилия (из СМИ, кинематографа, компьютерных игр и т.д.) на детей и подростков. С одной стороны, предполагается, что демонстрация сцен насилия, культ жестокости в компьютерных играх, увлечение определенными кинематографическими жанрами, и т.п. – искажает восприятие насилия, делая его привычным, или, даже приятным, превращая его в некую ценность, оппозиционную к традиционным нравственным ценностям. В последнее время подобные мнения высказываются достаточно часто, особенно в связи с участившимися случаями детской и подростковой жестокости. Таким образом, любая демонстрация сцен насилия становится рискованной с аксиологической точки зрения. Сторонники данной теории предлагают комплексы мер запретительного характера: введение жесткой цензуры; ограничение доступа в Интернет; уголовное наказание за демонстрацию документальных материалов, на которых запечатлены сцены подростковой жестокости. Противоположное мнение о влиянии сцен насилия заключается в том, что это, напротив, воспитывает моральное отвращение к насилию, его неприятие. Возникает вопрос – будет ли одинаковым эффект отвращения как от документальных сцен насилия, так и от художественного вымысла? Однако одно моральное отвращение к насилию не может сформировать четкие нравственные ценности – скорее, может стать лишь предпосылкой для их формирования. В аксиологическом смысле дилемму насилия можно переформулировать через одну из основных нравственных ценностей по Гарману – ценность нравственной чистоты; в этом смысле вопрос будет звучать так: «может ли человек, знакомый с насилием, остаться не затронут злом, остаться без опыта морального зла?» или так: «может ли ребенок, как существо еще не знакомое со злом, понять, что насилие – это зло, если ему это не объяснят?» Последняя формулировка позволяет оценить дилемму насилия, учитывая следующие оговорки: 1. Важно то, как преподносятся сцены насилия – как повседневное явление; как нечто из ряда вон выходящее; как демонстрация силы личности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=