Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 71 аксиологии, социальной философии и философии образования, что позволяет рассмотреть ситуацию комплексно, в ее объективной целостности. В данной статье мы проведем этический анализ причин появления аксиологических рисков; реконструируем типы аксиологических рисков; рассмотрим опыт этического сдерживания рискогенных факторов в образовании и реконструируем актуальные способы их преодоления. Нравственные ценности как критерий морального выбора и аксиологические риски в образовании Понятие аксиологического риска в образовании нуждается в уточнении. Так, существует направление «педагогическая рискология», под которым понимается «новое направление в педагогике, изучающее поведение субъектов образовательной деятельности (педагога, гражданское общество, государство) в ситуации неизбежного выбора с точки зрения возможных необратимых социально-экономических и психологических последствий, оценка которых неоднозначна» [1, с. 51-59]. Возникает вопрос о характере этого выбора. С точки зрения этики образования – проблемы возникают из-за неверного морального выбора. Как прикладная этика, этика образования, помимо прочего – это наука о критериях морального выбора в образовании. В этом смысле, критерием выбора являются нравственные ценности. Проблема определения нравственных ценностей в современном образовании на данный момент остается открытой, и естественным следствием этого является ценностный кризис, который и приводит к повышению аксиологических рискам в образовательной среде. Что подразумевается под аксиологическими рисками? Очевидно, что это риск формирования неких ценностей, не соответствующих нравственному идеалу (оппозиционные ценности). Кроме того, в отношениях ученика и учителя постоянно происходит взаимный обмен, как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне. Поэтому процесс формирования ценностей не может быть абсолютно односторонним – от учителя к ученику. Можно сделать вывод, что аксиологические риски в образовании – это моменты ситуаций морального выбора, неверное разрешение которых приводит к формированию оппозиционных ценностей как у объекта, так и у субъекта образовательного процесса. Методология определения аксиологических рисков и оппозиционных ценностей В качестве методологической основы для определения аксиологических рисков возьмем систему нравственных ценностей Н. Гартмана, как одну из наиболее подробных аксиологических систем. Она состоит из двух взаимосвязанных частей: основные (общие) нравственные ценности в системе Гартмана формируют всеобщее представление о должном; ценности добродетелей , основанные на нравственных представлениях разных культур, формируют нравственные черты отдельной личности. Дилеммы в образовании, как ситуации аксиологических рисков, можно подвергнуть аксиологическому анализу, взяв за основу общие нравственные ценности в системе Н. Гартмана. При этом, оппозиционные ценности, формирующиеся на границах

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=