Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 61 пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» [17, с. 398]. Дворянская среда воспринимала пребывание в армии как необходимый этап воспитания юношества, совершенствующий личные качества. Понимание фамильной чести совпадало с представлениями об исполнении дворянского долга, который в основных положениях соответствовал требованиям офицерского сообщества, что упрощало вхождение молодого человека в устоявшуюся структуру нравственных отношений, принятую в военной среде. Тождественность содержания ценностных понятий правящего сословия, независимо от рода занятий, выступала предпосылкой моральной унификации при выборе векторов деятельности ее представителей. Критерии офицерской репутации, существовавшие в мирное время, преобразовывались под влиянием конкретных примеров мужества, героизма, жертвенности, проявленных в условиях подлинной опасности и угрозы жизни. Титульное и материальное неравенство в таких ситуациях утрачивало свое непосредственное значение, так как храбрость, отвага, решительность становились приоритетными в оценке личности офицера. Личная преданность рассматривалась как самое востребованное качество, диапазон ее реализации охватывал Отечество, императорский престол, непосредственных начальников, офицерское сообщество, к которому был причислен дворянин, полк, в котором он проходил службу. Она благоприятствовала созданию атмосферы доверия, согласия между «корпорантами», надежности и прогнозируемости поступков в экстремальных ситуациях (XVIII век – время дворцовых переворотов в России). Как интересы отдельных личностей, так и групповые притязания офицерской среды в состоянии войны и мира зависели от верности данному слову, взятых на себя обязательств, способности подчинять личное корпоративному, чему способствовал набор атрибутов объединяющей принадлежности: форма полка, реликвии, особые традиции. Индивидуальное мировосприятие офицера сливалось с коллективными представлениями, принимая утвердившиеся формы моральных отношений, что формировало обстановку семейственности, подразумевающую не только формальную иерархию подчинения, но наличие принципиальных авторитетов, определяющих нормы взаимосвязей внутри сообщества. Николай Ростов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», оказавшись в полку Павлоградских гусар во времена Наполеоновских войн в статусе молодого юнкера, столкнулся с нравственным выбором: отказаться от собственной гордости или принять корпоративные представления о выходе из конфликтной ситуации. В качестве аргументов заслуженные офицеры изложили собственное видение: «Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «Между Павлоградскими офицерами воры!» А нам не все равно…, а нам старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога…» [20, с. 182]. Неразделимость личного и группового существования стимулировала исполнение моральных требований и определяла приоритеты ценностной модели отношений.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=