Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 60 офицерского сообщества. Некоторые авторы обращались к вопросам формирования нравственных правил в военной среде на примере жизни конкретных военачальников [1; 22]. При построении русской регулярной армии по европейским стандартам Петр I привлекал на службу офицеров из Франции, Германии, Голландии, Англии, которые привносили свои представления о правилах взаимоотношений внутри военного сословия. Основой их содержания были положения, опиравшиеся на рыцарские традиции кодекса чести, выработанные в средние века. Эти уставы трансформировались в общеевропейскую конфигурацию допустимого и осуждаемого в поступках человека, обладавшего благородным статусом и принимавшего участие в воинских походах. Ценностный каркас данной модели отношений состоял из трех незыблемых принципов: подчинение, бескорыстие, верность, что формировало репутацию, определявшую коммуникационные возможности индивида. Аристократическое происхождение индивида было условием сопричастности с военным сословием. Во второй половине XVIII века русская армия одерживала победы на полях сражений, из ее среды выдвигались выдающиеся полководцы, офицерский состав демонстрировал профессиональную выучку и личную отвагу. Личные качества, проявленные во время боевых действий, становились основанием в оценке сослуживцами своих товарищей. Это обстоятельство способствовало формированию общезначимых норм и приоритетов для всех членов офицерского сообщества. Выбор моральных принципов определялся рисками профессии, потребностью во взаимовыручке, длительностью существования в общем пространстве, неотделимостью личности от целого (каковым являлось воинское подразделение). Страх оказаться в глазах сослуживцев недостойным права ношения формы полка, утрата привычного коллектива, негативный резонанс в корпоративном мнении выступал в качестве регулятора индивидуальных побуждений. Принцип «свой – чужой» в рамках кастовой системы, функционирующей по основным показателям: происхождение, род занятий, внешний вид, манеры, целевая устремленность реализовывался через признание, принимаемым в полк офицером сформировавшихся традиций. Сила корпоративного мнения была выше страха смерти, так как его решения не оставляли человека на протяжении дальнейшей жизни (активная сословная коммуникация становилась рупором сложившейся точки зрения о репутации офицера – дворянина). Следует отметить, что воинская служба в дворянской среде XVIII века не рассматривалась, как вынужденная необходимость, связанная с получением материальных средств, обеспечивающих существование. Земельная собственность, владение крепостными предоставляли возможность расценивать ее как почетное занятие, входившее в комплекс обязательств, обусловленных благородным происхождением. В наставлении отца Петру Гриневу прозвучало: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников, за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=