Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 55 цветовых композиций, отражая высочайший уровень цветовой культуры мастера, способного достичь безупречной гармонии многоцветной палитры. Сегодня в пространстве дизайнерской культуры наблюдается некоторое тяготение художников к выверенным культурным константам, в том числе, цветовым. Это можно проследить на целом ряде объектов, в которых отражаются цветовые традиции, выработанные в народном искусстве. Современные дизайнеры успешно включают элементы декора традиционных художественных промыслов (элементы формообразования, колористические комплексы, орнаментальные композиции, мотивы и т.д.) в проекты самых разных объектов – предметной среды, интерьера, костюма, придавая им этнический оттенок. Отмечая это как положительную тенденцию, можно также обнаружить ряд несоответствий, противоречащих логике и специфике народного искусства. Нередко, следуя за новизной и оригинальностью, дизайнеры создают предметы, нарушая признаки и принципы того вида народного искусства, элементы которого используются в декоре новой вещи, вводя в заблуждение потребителей. Кажутся нелепыми вещи, неуместно декорированные народным орнаментом, что сильно искажает и принижает истинную ценность народного искусства, как части художественной культуры, да и дизайнерскому проекту не прибавляет достоинств. Естественно, художник- дизайнер, как творческая личность, вправе свободно пользоваться любым имеющимся в его арсенале материалом, однако, здесь важно проявлять чувство меры и хорошо понимать этот материал. Представляется необходимым в проектном процессе, когда художник обращается к народным традициям в декоре, учитывать ряд таких принципов, как: сохранение в проектируемой вещи соответствия материала и декора, воспринятого в определенном виде народного искусства; воссоздание декора, в том числе колористического, максимально приближенное к оригиналу; использование элементов этнодекора в проектируемой вещи с учетом характера форм, цветового решения, композиционных схем, назначения, и признаков народной технологии исполнения. Таким образом, обращение к народному искусству, как сфере, обладающей совершенным эстетическим вкусом, чувством меры и цветовой гармонии, способно обогатить цветовую культуру художника-дизайнера. Литература 1. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Мол. гвардия, 1982. 293 с. 2. Безрукова В. С. Основы духовной культуры : (энцикл. словарь педагога) [Электронный ресурс] // Национальная энциклопедическая служба. URL: http://didacts.ru/dictionary/1010/word/pragmatizm (дата обращения: 09.08.2019) 3. Голубева О. Л . Основы композиции : учеб. для студентов образоват. учреждений высш. и сред. художеств. образования, изучающих курс «Основы композиции». М. : Искусство, 2004. 120 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=