Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 54 пустынными пространствами, недостатком воды и скудной растительностью – в палитре, отражающей цвета природного окружения, а также цвета-символы, преобладают холодные, синие, голубые, бирюзовые цвета и оттенки). В задачи данной статьи не входит рассмотрение основополагающих положений теории цвета, научные основы которой заложены в трудах В. Гете (1791-1832), И. Иттена ( 1888-1967) , Н. Н. Волкова (1897-1974) и др. Отметим, однако, что в современном дизайнерском мышлении цвет, во взаимодействии с формой, объемом и комплексом физических и эстетических свойств материалов, выступает одним из важнейших конструктивных компонентов, что требует от художника-дизайнера овладения закономерностями цвето- и формообразования. Еще в 20-е годы ХХ в. сложилось представление о дизайне «как совокупности знаковых систем и культурных текстов; представление о дизайнерском творчестве как смыслотворчестве; представление о наличии универсальных инвариантов, скрытых в сознании, но предопределяющих психологические реакции творца и потребителя на локальные и комплексные воздействия внешних факторов окружающего пространства» [8]. Такое представление о дизайне предполагает овладение художником-дизайнером комплексом «знаковых систем», и «культурных текстов», в том числе цветовых, заложенных в традиционном народном искусстве. В наше время, когда тенденции к стиранию национальных различий становятся все явственней, когда идеи глобализации все сильнее овладевают миром, важно для народов сохранить свое лицо, свою уникальность. Трудно переоценить роль современного художника-дизайнера, призванного формировать предметную среду нового типа, отвечающую стремительно меняющимся потребностям, моде, вкусам. «Переосмысление понятия, «современность» постепенно приводит ученых к осознанию важнейшего факта, что традиционные формы социальной жизни не уходят в прошлое, а сосуществуют вместе с индустриальной, массовой, урбанизированной культурой» [3, с. 110 ]. Отсюда, в следовании за оригинальностью, опираясь на современные дизайнерские технологии, художник должен обладать и цветовой культурой, которая, как мы выяснили, формируется, если человек осваивает, традиционный творческий опыт, колористику предшествующих поколений. В свою очередь, цветовая культура выступает важной частью профессиональной культуры дизайнера. Понять, освоить колористический строй народного искусства, как определенных «знаковых систем и культурных текстов», для дизайнера означает овладеть известными типами цветовой композиции. Так, богатство цветовых оттенков кобальта в гжельской росписи – прекрасный образец монохроматической композиции. Особенности, варианты трехцветных композиций отражены в росписях Русского Севера, Хохломской росписи. А сколько поисковых, вариативных возможностей в овладении многоцветными, полярными цветовыми композициями заложено в колористике народного костюма, текстильной и глиняной, деревянной расписной игрушки. Русские лаки, в каждом промысле по-своему, воплощают в себе все многообразие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=