Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 52 личности. В двуедином процессе организации и восприятия этой «природы» участвуют те, кто ее создает (в том числе, дизайнеры) и те, кто ею пользуется (зрители, потребители). Восприятие зрителем, потребителем продуктов труда дизайнера сопровождается возникновением чувственного отношения к объекту, которое непосредственно связано с оценкой его эстетической ценности. При этом человек, воспринимающий объект, связывает воедино не только его содержание, но и соответствие ему формы, ритма, цвета. Процесс признания объекта восприятия как эстетически ценного является сугубо индивидуальным, субъективным и во многом зависит от эстетической культуры человека. В свою очередь, на формирование эстетической культуры человека влияет множество факторов объективного характера. Среди этих факторов, безусловно, можно выделить такие, как наличие эстетически насыщенной среды, эстетическое воспитание и художественное образование, вовлеченность в сферу эстетической, творческой деятельности, сложившиеся в обществе традиции, направления моды и т.д. Все эти факторы, бесспорно, формируют и художника- дизайнера как человека, создающего эту «вторую природу». Особое значение в процессе формирования эстетической культуры личности имеет искусство, произведения, прошедшие испытание во времени, синтезирующие в себе эстетические характеристики в концентрированном виде. Таковыми, безусловно, являются произведения народного декоративно- прикладного искусства, обладающие безупречным вкусом, высокими эстетическими достоинствами. Проблему влияния образов и символов традиционной народной, культуры на процессы социализации и воспитания личности, формирование массового сознания, идентичности поднимает в своей статье Захаров А. В. [3]. Можно с уверенностью утверждать, что народный мастер, к какой бы школе он ни принадлежал, владеет цветовой культурой, культурой, которую отличает обостренное чувство меры и красоты. В противовес народному мастеру, художник-дизайнер старается оторваться от утвердившихся в данной культуре констант, стремится вырваться из сложившихся традиций, считая их сковывающими свободу воображения. Возвращаясь к заявленной теме статьи, попытаемся уточнить понятие «цветовая культура» личности и рассмотреть возможности народного искусства в ее формировании у художника-дизайнера. Среди огромного массива существующих определений понятия «культура» можно выделить обобщающие характеристики, которые представляют культуру как социально значимую творческую деятельность, синтезирующую в себе ее результативность (нормы, ценности, традиции, знаковые и символические системы и т.д.) и процессуальность, предполагающую освоение (распредмечивание) людьми уже имеющихся результатов творчества, перевод богатого опыта человечества истории во внутреннее богатство индивидов [4]. При этом общеизвестно, что ничьей культуры не бывает. Каждая культура своим пространственными и временными параметрами тесно связана со своим творцом – человеком, народом. Культура каждого этноса уникальна, в ней

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=