Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 51 FORMATION OF COLOR CULTURE OF ARTIST-DESIGNER BY FOLK ARTS The article reveals the concept of "color culture of society" as a component of culture, which has a specific color in the culture of a particular people, and the "color culture of the person" of the artist-designer as mastering the complex of "sign systems" and "cultural texts", considers the role of color in the modern world, the role of color harmony in the formation of personality is revealed. A complex of physical, aesthetic, and psychological properties of color has been formed; patterns of color formation are considered, including those laid down in traditional folk art. The role of the artist-designer in the organization of a harmonious and aesthetically colored environment as a “second nature” surrounding a person is revealed. The trends in the appeal of designers to folk art in environmental design are identified. Folk arts and crafts is a standard, following which contributes to increasing the level of color culture of the artist-designer. Keywords: color culture, artist-designer, folk arts and crafts, traditions, ethno-color. DOI 10.22405/2304-4772-2019-1-3-50-57 Цвет – одно из величайших творений Создателя. Им пронизано все вокруг: воздух, вода, земля, с ее многообразным растительным, животным миром. Цвет присущ каждому предмету, окружающему его. «Именно цвет представляет собой то необходимое условие существования вещи, при котором она начинает реально ощущаться» [7]. Не случайно, что цветовое окружение оказывает сильнейшее влияние на эмоции человека, на его настроение, деятельность. Воздействие цвета, как известно, может быть, как положительным, так и отрицательным. В современной культуре, связанной с процессом создания предметной среды, остро встает проблема гармонизации цветового насыщения среды бытования человека. С одной стороны, мир, в котором мы живем, стал ярче, нарядней, красочней, чем, к примеру, лет двадцать назад. Новое цветовое звучание появилось в одежде, архитектуре, интерьере. В этом, безусловно, велика заслуга науки, новых колористических идей, новых технологий. С другой – цвет приобрел блеск, ослепляющий восприятие, он стал агрессивней, хаотичней. Тому примером может служить заполнивший рынки и магазины ширпотреб, бытовые предметы, сувенирная продукция, зачастую воплощающая в себе образцы безвкусицы, кича. Особую сферу цветового анархизма составляют детские игрушки. Зеленые зайцы, чернильно-сиреневые лисы, красные в крапинку жирафы предназначены самым маленьким гражданам, у которых в общении с такими «мутантами» с детства формируется неадекватное представление о мире, искаженное представление о цвете как средстве гармонизации человека с миром. В связи с этим весьма актуальной является проблема формирования цветовой культуры художника-дизайнера. Цель данной статьи рассмотреть возможности народного искусства в этом процессе. Как известно, рукотворное окружение человека во всем его многообразии (игрушки, предметный мир, одежда, архитектура, искусство, средства массовой информации и т.д.) – среда, которую мы называем «второй природой» [1], является одним из важнейших среди множества факторов, влияющих, на состояние человека, его настроение и в целом на формирование

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=