Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 43 победителя, прославляли магталами, хвалебными поэтическими произведениями. С давних времен неоценима роль лошадей в жизни тувинского народа. Конь – знаковая фигура для всех тюрков, узловое звено в культуре животноводов-кочевников. Согласно Г. Р. Балмахаевой, конь с древнейших времен олицетворял культ солнца и играл особую роль в жизни тюрко- монгольских народов Евразии. Основные атрибуты коня являются и в настоящее время очень важными символическими вещами, которые наделяются сверхъестественной силой, способной отгонять злых духов. В шаманизме таковыми являются подкова и камча , в переводе означает кнут, плеть [1, с. 211- 212]. Конные скачки в работах Байынды Эреса «Всадники» всегда были в движении, как живые динамичные фигурки (рис. 4). Рис. 4. «Всадники» Эрес Байынды. 1989 г. Тувинцы с детства прекрасно ездили верхом и по праву считаются прирожденными всадниками. Рис. 5. «Всадники» Елизавета Байынды. 1988 г. Слово «всадник» всегда олицетворяло ловкость тувинца, который заставит покориться молодого коня, медлительного верблюда, упрямого быка. Лошадь – друг скотовода, охотника и воина, недаром о них созданы замечательные работы мастерами камнерезного искусства.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=