Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 40 Ф. Я. Кон, исследователь-этнограф, рассмотрел и дал описание играм Тувы: кыдат-шыдыраа , кажык , даалы , тугул-шыдыраа , буга-шыдыраа , тос- оол. А также автор в своих записках описал борьбу хуреш и костюмы ее участников [8]. Уникальную скульптуру номадов Тувы можно найти на страницах писем и отчетов. Как пишет исследователь Ф. Я. Кон, что «вырезанные из агальматолита и дерева фигурки по тонкости и изяществу могут смело конкурировать с лучшими европейскими изделиями этого рода» [8]. Е. Г. Грум- Гржимайло тоже отмечал, что «сойоты льют из меди и режут из камня и дерева шахматные фигуры, нередко отличающиеся правдивостью композиции и художественный исполнением». Не соглашаясь с мнением Ф. Я. Кона, что шахматную игру номады переняли у китайцев, в качестве доказательства приводит факт, что при резьбе шахматных фигур тувинцы «следуют каким-то иным, а не китайским образцам», ибо «слон китайских шахмат заменен у них верблюдом (тевэ)», вместо воинов-солдат пешек» зайцы (толай) или гуси (хас) и гораздо реже фигуры сидящих халатников (олдар) [4]. Зрелищные виды спорта и традиционные игры являются самыми интересными и популярными сюжетами камнерезного искусства тувинцев. Камнерезное искусство – это скульптура малых форм из агальматолита, удобный для пластической обработки, созданная руками народных мастеров- резчиков. Слово агальматолит произошло от греческого языка agálmatos – украшение, статуя и líthos – камень, а в тувинском языке называется чонар-даш, что в переводе означает «мягкий камень». Он используется камнерезами для изготовления поделок, статуэток, оберегов и пр. В России камнерезное искусство приобрело особый национальный колорит, прежде всего, в Бурятии и Туве [16]. Тувинские мастера создавали многофигурные композиции, изображая пары, передавая ритмическую согласованность их движений. Круглая скульптура малых форм показывает образы людей в привычной для них среде, за постоянным занятием, к ним относятся народные игры и фигурки, которые изображают участников народных празднеств, игрищ, спортивных соревнований. В традиционной культуре тувинцев особое место занимает летний праздник животноводов Наадым . Кульминацией народного празднества являются три игры: аът чарыштырары, ча адары , хуреш. Во время национальной борьбы хуреш обязательно исполнялся танец орла – девиг [13, с. 87-88]. В. Д. Бабуева отмечает, что «у монгольских этносов движения в танце орла ассоциируются с полетом птицы Гаруды , имеющей солнечную природу. У тувинцев она называлась Хан-Херети куш . В индуистской и монгольской мифологиях, в произведениях устного народного творчества у кочевников встречается образ царя птиц – Гаруды» [13, с. 89]. Знаково-символическая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=