Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 24 происхождение. В архитектурном решении главного фасада наблюдаются черты бурятской традиции: четырехколонный портик, к которому ведет высокая лестница. Вместе с тем восточные тибетко-бурятские прототипы были переосмыслены в духе европейской архитектуры и строительных технологий. Среди европейских инноваций следует отметить наличие хоров в молитвенном зале, устройство вестибюля, лестничных клеток и подвальных помещений. Облицовка фасадов гранитными блоками скальной фактуры, наличие витражей, не использующихся в отделке тибетских и бурятских храмов, многоцветие лепного декора, издали воспринимающееся как декоративное панно, позволяют безошибочно отнести здание к памятникам северного модерна. Пространство храма-монастыря сыграло важную роль в истории возникновения первого на территории Европы центра древней буддийской культуры. Нетрадиционный для Санкт-Петербурга живописный облик храма делает его своеобразным акцентом при восприятии панорамы набережной реки Невы. История появления дацана Гунзэчойнэй и Соборной мечети в столице императорской России непосредственно связана с политикой государства в XVIII – нач. XX в. по отношению к исламу и буддизму. Истории же строительства этих храмов, достаточно схожи и, несмотря на то, что мечеть строилась в историческом центре города, а Дацан – на окраине, рядом с местами их возведения находились православные храмы (Троицкий собор и Благовещенская церковь), что вызывало протесты православных верующих. Построенные по проектам петербургских архитекторов в стиле северного модерна, но в соответствии с канонами буддийской (тибетской) и исламской культовой архитектуры, эти религиозные памятники стали значительным событием в культурной жизни Санкт-Петербурга своего времени. И в XXI веке эти культовые постройки остаются иеротопическими центрами. По статистике на 2017 г. на территории лен. Области зарегистрировано 381 религиозная организация, относящиеся к 18 конфессиям [41]. Сегодня рецепция восточных культур в Санкт-Петербурге – это неоднородный культурный феномен с множеством противоречивых тенденций, который требует пристального внимания и детального изучения. На современном этапе важным становится развитие толерантности и синтез западных и восточных подходов в решении глобальных задач по поиску благополучного развития города. История же строительства этих уникальных памятников архитектуры позволяет сопоставить пути развития буддизма и мусульманства в городе на Неве, увидеть определенную логику их существования в культурной жизни Санкт-Петербурга и дает возможность сопоставить ориентальные культурные феномены. Литература 1. Алексеев-Апраксин А. М. Буддизм в Петербурге: история и современность. СПб.: Олеариус Пресс, 2008. 175 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=