Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 237 нравственности: «Свое наиболее глубинно-непосредственное выражение моральный закон находит в голосе совести» [20, с. 191]. Это происходит потому, сущность совести, говорит Левицкий: «заключается в непосредственной направленности на объективную иерархию ценностей» [20, с. 192]. Важнейшей характеристикой совести, на которую указывает философ, является ее отличие от «я», которое является лишь восприемником, а не творцом голоса совести. Сама же совесть, утверждает Левицкий «менее всего зависит от нашей сознательной воли. Она характеризуется своеобразной «данностью свыше»». И поэтому совесть есть «живой орган познания добра и зла». Такая трактовка совести указывает на ее одновременно Божественный характер происхождения, и автономный от конкретной религиозности характер. Богословская точка зрения, для которой возможны и градации совести, и необходимо ее воспитание в духе христианской аскезы ставит совесть в прямую зависимость от сознательной воли, а чаще просто-напросто смешивает с ней. Позиция С. А. Левицкого в данном вопросе представляется более объективной, поскольку связывает совесть с метафизикой, а значит со свободой. Его аргументация выглядит так: «Совесть необъяснима ни природно, ни социально. Совесть может быть понята лишь на основе метафизики сверхличных ценностей, ибо само существо совести – метафизично. В нас самих свершается живая метафизика бытия, метафизика ценностей. Ибо, с моральной точки зрения, мы сами постоянно творим себя, так что все наше бытие является мистерией творящей свободы» [20, с. 193-194]. Итак, «метафизика сверхличных ценностей» (С. А. Левицкий), на которой зиждется совесть, и совесть как «орган восприятия религиозного откровения» (Н. А. Бердяев) снимает возникающую в богословии двойственность между Божественной универсальностью и конфессиональной ограниченностью совести. Совесть метафизична и не зависит ни от каких бы то ни было условий и условностей человеческого существования. Ее голос абсолютен и универсален. Если что и «ограничивает» совесть, то это «мистерия творящей свободы», которая в действительности способствует еще большей осознанности моральной значимости совести. Таким образом, рассмотрев некоторые философские и теологические воззрения на совесть, мы обнаружили существенные различия между ними. Несмотря на общее признание высшей значимости совести в структуре нравственного опыта человека, ее универсального характера как «естественного закона», идущее от апостола Павла, принципиально различной является трактовка вопроса об бытийном статусе совести. Прежде всего, это проявляется в том, что религиозная философия, полагающая Божественный исток совести, стремится трактовать совесть как автономную от воли, социальной среды, воспитания и природы метафизическую данность. Теологическая же точка зрения детерминирует совесть религиозным опытом, конфессиональной этикой и педагогикой, снижая онтологический статус

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=