Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 235 Павла – это не просто отождествление с понятием сердца в Ветхом Завете, это новое сознание человека, живущего по заповедям Христа. Самое важное, что здесь следует подчеркнуть, – это то, что для апостола Павла совесть означала сознание истинно нравственного содержания жизни, основанное на вере, поскольку вера понималась как личное обязательство человека перед Богом и окрашивала собой воззрения человека на окружающую реальность: на мир, на людей и на все, что происходит в мире» [18, с. 71]. Весь нравственный мир, включая совесть, таким образом, воспринимается «глазами веры» и является, по словам автора, ничем иным как «христианским миросозерцанием». И поэтому речь идет о «христианской совести». Совесть подчинена вере, более того, по сути дела совести и нет как таковой, она полностью растворена в стихии веры, с которой связаны все высшие и главные моменты жизни человека. Естественный закон оказывается подчинен конкретным требованиям религиозной жизни. Совесть здесь утрачивает автономный и абсолютный характер, характер единства, и приобретает многоаспектность. Архимандрит Платон говорит о таких видах совести как «несведущая», «колеблющаяся», «погрешительная», «немощная», «усыпленная», «угасшая», «окаменевшая», «ожесточенная», «пристрастная», «лицемерная», «сожженная» и т.д. Такая совесть, присущая всякому человеку без исключения, нуждается в освящении. «Освящение каждого конкретного человека, – пишет автор, – Христос осуществляет в жизни Церкви. Главными средствами освящения совести является вера во Христа, участие в святых таинствах Церкви и личный подвиг духовно-нравственной жизни. Освященная и чистая совесть является проводником Божественной благодати в душе человека; она становится надежной гарантией того, что человек находится в общении с Богом и в мире с самим собой» [18, с. 79]. Это значит, что совесть необходимо воспитывать и формировать. «Без правильного воспитания совесть, – отмечает архимандрит Платон, – совесть может оставаться глухой и черствой. Правильное христианское воспитание совести достигается в жизни Церкви» [18, с. 80]. Но ведь совесть на то и советь, что она является «гласом Божьем» в человеке вне всякого воспитания и присущей обеденным религиозным правилам образа жизни. Совесть теряет свой приоритетный статус, становясь одним из нравственных чувств, для которого необходима воспитание. Тот универсальный естественный закон, исходящий от Бога, оказывается в интерпретации богослова не таким уж могущественным, и он, как и все остальное требует соответствующей, довольно строгой религиозной педагогики. Проблема здесь в том, что тогда за бортом оказываются те люди, которые в силу различных причин (в том числе и своих культурных традиций) не получили церковного воспитания. Это значит, согласно богословской логике архимандрита Платона, их совесть находится в одном из вышеупомянутых несовершенных состояний. Данное противоречие скорее проходит по линии совесть – религия , а не по линии совесть – вера . Однако, в богословской интерпретации речь идет о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=