Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 234 характера: «Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести» [17, с. 481]. Соответственно требуется соответствующая религиозная (церковная) педагогика, которая приводит совесть к исцелению и очищению, превращая ее в христианскую совесть. Святитель Игнатий пишет: «Здравое состояние и правильное действие совести возможно только в недре Православной Церкви, потому что всякая принятая неправильная мысль имеет влияние на совесть: уклоняет ее от правильного действия» [17, с. 482]. Он говорит о потемнении, притуплении, заглушении совести, которое возможно на основании «произвольного согрешения». Совесть, согласно святителю, заражается грехом становится лукавой и слепой. Поэтому и требуется уже не просто педагогика и этика, но церковная аскетика, чтобы хранить свою совесть в чистоте: «Как лезвие ножа натачивается камнем, так совесть натачивается Христом: она просвещается изучением и изощряется исполнением евангельских заповедей. Просвещенная и изощренная Евангелием совесть подробно и ясно показывает человеку его согрешения – и самые малейшие» [17, с. 483]. Иными словами, совесть нужна для постоянного ощущения своей греховности. И наконец, рассмотрим воззрения современного авторитетного православного богослова архимандрита Платона, выраженные в его курсе «Нравственное богословие». Оно в полной мере отражают изначальную позицию апостола Павла. Так, прежде всего, автор говорит о высшей значимости совести для нравственной жизни человека: «В совести интегрирована вся нравственной осознанная деятельность человеческой личности. В каждый отдельный момент судьбы совесть – это нравственный итог пройденного человеком жизненного пути» [18, с. 68]. И далее: «Совесть относится к наиболее глубоким и ярким явлениям человеческого нравственного опыта. Она представляет собой ту замечательную способность души, с помощью которой в каждой отдельной личности преломляется общечеловеческое нравственное сознание с его аксиомами естественного нравственного закона. Поэтому именно личная совесть, а не что другое, что находится во власти самого человека, должна явиться связующим звеном двух важнейших экзистенциальных реальностей: нравственного порядка в душе и нравственного порядка во всем окружающем мире» [18, с. 68-69]. Это свидетельство того универсализма совести, о котором говорил апостол Павел, имея ввиду «естественный закон». Совесть, таким образом, является высшим и наиболее собственным («личным») нравственным измерением человека. Однако, данный абсолютизм совести нарушается, когда автор трактует позицию апостола Павла, с которой он, разумеется, полностью согласен. Он говорит, что апостол Павел «заимствовал термин «совесть» с целью выразить наиболее точно и полно центральную идею христианского благовестия о спасении верой. Апостол связал тему совести с верой, любовью и действием Святого Духа в жизни отдельного человека. …совесть у апостола

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=