Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 233 от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!» (Послание к Евреям 9:13,14). Представляется, что здесь «очищение совести» не является метафорой духовного очищения вообще, которое приносит христианство, но скорее выражает отношение к онтологическому статусу совести, который оказывается сниженным, несовершенным, если речь идет о совести язычников. Таком образом, мы можем заключить, что у апостола Павла совесть детерминирована верой , и поэтому в этом случае правильно говорить не о совести вообще, то есть чистой совести, но о «христианской совести». Совесть как «глас Божий» от Бога, но она зависит от веры. Здесь кроется противоречие между универсальностью совести , гарантированной ее Божественным происхождением, и ее относительностью , зависящей от религиозной веры, то есть от конкретной религии. Религия, а не Божественное начало детерминирует совесть. Именно такое двойственное отношение к совести было точно унаследовано последующей христианской традицией. Приведем в качестве иллюстрации воззрений на совесть авторитетных христианских авторов. Основное произведение христианского богослова, византийского философа, игумена Синайского монастыря Иоанна Лествичника «Лествица» затрагивает широкий круг вопросов духовной жизни человека, в том числе и совесть. С одной стороны, в духе апостола Павла утверждается высокий статус совести: «Целию и правилом, во всех случаях, да поставляем по Богу совесть нашу и, узнавши, откуда веют ветры, по ее указанию да распростираем паруса» [16, с. 337]. Такое «указательное», душеводительное значение совести проистекает из ее Божественного происхождения: «Сознание есть порождение совести и обличение Ангела Хранителя, данного нам при крещении» [16, с. 406]. Однако, здесь происходит и органические Божественного универсализма совести, который оказывается зависимым от сугубо религиозных (конфессиональных) факторов, в данном случае от крещения. «Посему-то, – продолжает автор, – мы и примечаем, что непросвещенные крещением не только бывают мучимы в душе за свои злые дела, сколько верные, но как-то неясно». С одной стороны, совесть как «естественный закон» есть универсальная Богоданная величина и свойство, с другой, на качество работы совести влияет крещение, которое ограничивает изначальный духовный универсализм совести. И как следствие, инструментальный характер совести, о котором Иоанн Лествичник говорит так: «Совесть да будет тебе зеркалом твоего повиновения; и сего для тебя довольно» [16, с. 106]. Известный русский подвижник и духовный писатель XIX века святитель Игнатий Брянчанинов говорит о совести в своих «Аскетических опытах» следующее: «Совесть – чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла. Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум. …Совесть – естественный закон» [17, с. 481]. Здесь также утверждается высокий нравственный статус совести как естественного закона и мерила различения добра и зла. Но он также подрывается условиями религиозного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=