Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 226 природы. Кредо Ж.-М. Шеффера достаточно полно выражено в таких словах: «…возникновение человечества составляет часть истории живого мира на одной среднего размера планете «нашей» Солнечной системы. Это история, включая очень долгий доисторический период, сформировала нас, и мы, по сути, не что иное, как один из эпизодов эволюции, – она не только наше прошлое, но и настоящее и будущее. Соответственно нас нельзя вырывать из сложного и неустойчивого комплекса форм жизни, сосуществующих ныне на Земле. Эта не-человеческая жизни есть нечто гораздо большее, чем наша «среда», – она конституирует само наше существо, которое представляет собой лишь одно из ее преходящих проявлений» [12, с. 9]. Идея «не-человеческой жизни» Ж.М. Шеффера соотносится с проектом «не/человеческой феноменологии», разрабатываемой Д. Триггом и с мыслями Ю. Такера о постижении мира одновременно как человеческого и не- человеческого, образуя, тем самым, достаточно заметную тенденцию в современной философии. Общим признаком этой тенденции является, как мы пониманием, исключение удивления как метафизического начало философии, и вытеснение его ужасом. Если классическая трагедийная философема античности предполагала своего рода синтез удивления и ужаса, который и являлся полноценным философским актом в его отличии от научного познания, религиозной веры и творческого вдохновения, то современность выбирает ужас, исключая из него удивление как нечто романтическое, сентиментальное, метафизическое, не связанное с реальным положением вещей, которое открывается лишь с биоцентристских позиций. Эти позиции говорят о том, что истоки человеческого в нечеловеческом, прикосновение к которому вызывает не столько классическое удивление, сколько ужас. Ужас, таким образом, – это способ проникновения в до-человеческие истоки человеческого и последующее опознание их присутствия в человеческом. Это уже совершенно иная антропология, в которой отсутствует традиционные бинарные оппозиции душа/тело, духовное/материальное , вместо которых появляются оппозиции человеческого/не-человеческого с явной тенденцией к распространению области не-нечеловеческого на все сферы жизни и культуры. В этом контексте можно говорить о некоем вызове философии со стороны медийной культуры, транслирующей «ужасное», которое становится субститутом удивления, присущего философии и метафизике. Это новый поворот культуры, в которой обнаруживается фундаментальная трансформация современной философии, имеющая следующую тенденцию – от философии ужаса к ужасу философии . Это требует значительного этико-философского осмысления. Литература 1. Делез Ж., Гватари Ф. Что такое философия? М.: Академический проект, 2009. 261 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=