Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 224 апофатики, современность прибегает к различным вариациям жанра horror, но более всего к языку кинематографа. Во второй части своей трилогии, которая называется «Звездно- спекулятивный труп» автор раскрывает сущность ужаса философии. Он приходит к нему через разбор таких феноменов, как он сам их называет «демон Декарта», «депрессия Канта» и «насмешка Ницше», в которых он обнаруживает тупиковую ситуацию для философского рационализма. Раскрывая сущность этого положения, он пишет, что «…это мысль, которая в процессе мышления подрывает себя. Мышление, которое на краю бездны спотыкается о себя. Этот момент, когда философы спотыкаются (Декарт), или не могут увернуться (Кант), или смело идут навстречу (Ницше), и есть то, что подрывает их работу как философов. Будучи философами, они не могут запросто свернуть с дороги и обратиться к поэзии или математике. Они продолжают работу философии, испытывая постоянно мрачный безликий взгляд этого ужаса философии» [7, с. 21] Это приводит автора к формулированию одной из наиболее важных идей работы. Он пишет: «Возможно, одним из самых главных вызовов, с которым сталкивается сегодня философия, является постижение мира, в котором мы живем, одновременно как человеческого и не-человеческого» [7, с. 10]. Как мыслить мир без человека и является главным вопросом автора, который закономерно приводит его к реконструированную концепта ужаса на новом уровне – как соприкосновении с нечеловеческим. Немыслимое и нечеловеческое сливаются в ужасе. Здесь стоит обратиться к работе современного британского философа Дилана Тригга «Нечто. Феноменология ужаса», в которой разрабатывается проект не/человеческой феноменологии, позволяющей мыслить иное, чужеродное, одним словом ужасное, которое обитает в человеческом теле, но репрезентирует абсолютно нечеловеческое. Иными словами, здесь рассматривается ужас тела (телесный ужас), которое мыслимо лишь по ту сторону человеческого, с исчезновением антропоцентричного взгляда на мир. Это, как подчеркивает автор, не столько эстетизация чужого существования, сколько неизбежный симптом переживания себя как другого. Ужас оказывается неким топосом встречи человеческого и нечеловеческого, в котором наглядно показано, как нечеловеческое участвует в становлении человеческого. Это феноменология, которая разворачивается за пределами человеческого и поэтому здесь необходим выход в культурную плоскость жанра horror, в котором нечеловеческое обретает свою легитимность. Д. Тригг пишет об этом так: «Этот ужас берет начало как в концептуальном ужасе, внутренне присущем деформации самой феноменологии, так и в литературных и кинематографических артикуляциях подобных идей. Книги Говарда Ф. Лавкрафта вместе с фильмами Джона Карпентера и Дэвида Кроненберга. Если эта жизнь и проявляет себя в очертаниях человеческого тела, то это не означает, что ее можно свести к человеческой. Скорее, ужас тела изменяет антропоцентричной феноменологии, одновременно (и по той же

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=