Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 222 неожиданно, а то, что якобы противоречит очевидному и привычному. Философ удивляется тому, что вовсе не удивляет (или больше не удивляет) остальных его современников» [2, c. 644]. Определяя философское удивление как «недоумение, доходящее действительно до оцепенения», Конт-Спонвиль, тем самым, указывает на оцепенение как атрибут ужасного. В своем чистом феноменологическом виде удивление приближается к состоянию ужаса, как оно представлено М. Хайдеггером в его работе «Бытие и время», где аналитике ужаса повещен целый раздел. Важно здесь отличие ужаса от страха, которое неоднократно отмечалось, но повторить все-таки стоит, поскольку здесь принципиальное отличие философского и психологического подходов. Если страх – это всегда страх перед чем-то конкретным, эмпирически осязаемым, то ужас – это состояние, в котором приоткрывается сам мир, само бытие. Если для страха нужно нечто «страшное», то, как говорит Хайдеггер: «Ужас может проснуться в самых безобиднейших ситуациях. Не требуется даже и темноты, в которой человеку обычно чаще делается жутко. В темноте подчеркнутым образом «ничего» не видно, хотя, как раз мир все еще и настойчивее есть в своем «вот»» [11, c. 189]. Философ дает такие лапидарные формулировки: «отчего ужаса есть мир как таковой. …перед чем ужасается ужас, есть само бытие-в-мире» [11, с. 187]. Таким образом, те свойства удивления, которые мы рассмотрели выше, присущи и ужасу. Бытие, которое вызывает удивление, с одной стороны, и ужас, с другой, является наиболее абстрактным понятием из когда-либо существовавших. И в этом смысле оно рационально непостижимо и вербально неописуемо. Но эта абстрактность не плод сознательной спекулятивности мышления, но свойства самого бытия, которое охватывает все. Всеединство бытия абсолютно, и именно этому удивляется философское удивление и ужасается философский ужас. Обычное удивление удивляется необычному, но явно осязаемому, локализованному в пространстве времени, и обычный ужас также страшится чего-то страшного, что так или иначе, но также предметно представлено. Бытие же совершенно беспредметно, поскольку это скорее возможность самого существования как такового. Вот она удивляет и ужасает одновременно. Ситуация в современной философии и культуре радикально поменяла свой аксиологический вектор. Можно сказать, что классическая структура философского вопрошания, включавшая в себя удивление и ужас как две ипостаси единого акта, распалась. Удивление вообще уступило место критической и аналитической работе, которая стала во многом определять функцию современной философии. Удивление по своей сути относится к метафизике, в то время как современная философия явно имеет тенденцию к антиметафизическим, то есть позитивистским и прагматическим смыслам. Одна из наиболее известных сильных версий того, что такое философия, представленная Ж. Делезом и Ф. Гваттари, заключается в понимании философии как дисциплины, состоящей в «творчестве концептов», то есть в искусстве формировать, изобретать, изготавливать концепты. При этом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=