Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 221 мудрости, или философия, рождается из удивления. Только слово «удивление» нельзя воспринимать в бытовом, психологическом смысле, на уровне обыденного языка: что вот я удивился чему-то. Это удивление другого рода. И с него действительно начинается философия. Это не просто способность удивляться, а способность понять, чему мы удивляемся, когда говорим о философии. То есть тому, как я сказал, что есть нечто, а не ничто. В каком смысле это удивление? В том, что должно, казало бы, быть ничто, а есть нечто» [3, с. 50]. Здесь мысль Мамардашвили подходит к самим истокам бытия, как бы воспроизводя ход мысли древних философов, ставшей затем архетипичной для всех дальнейших философских построений. Для иллюстрации полноты его мысли приведем полностью окончание данного рассуждения. Он пишет: «Философия начинается с удивления, и это настоящее удивление не тому, что чего-то нет скажем, нет справедливости, нет мира, нет любви, нет чести, нет совести и т.д. Не этому удивляется философ. философ удивляется тому, что вообще что-то есть . Ведь удивительно, что есть хоть где-то, хоть когда-то, хоть у кого-то, например, совесть. Удивляет не ее отсутствие, а то, что она есть. Не отсутствие чести удивительно, а то, что она есть. Или не отсутствие морали. То есть удивительно то, что есть нечто. Что под этим понимается? Порядок. Нечто упорядоченное. Удивительно, что есть нечто, а не хаос. Потому что должен был бы быть хаос [3, с. 50]. Это фундаментальное рассуждение М. К. Мамардашвили касается самых основ бытия и мышления, тем самым схватывает классическую философскую проблематику, увязывая ее с удивления, вне которого она была бы не понятна. Очевидно, что данный ход размышления ведет не только к Платону и Аристотелю, но раньше, к Пармениду к его онтологическому постулату о том, что бытие есть, а небытия нет. Вот собственно здесь и разворачивается вся драма философского мышления, пытающаяся понять (не познать) природу этой странной реальности, которая не должна была бы быть, согласно Мамардашвили, но вопреки всякой логике и здравому смыслу все же есть. В философском удивлении перед бытием есть нечто и от ужаса. Это состояние захваченности, изумления и потрясения от факта самого бытия. Если удивление рассматривать не как психологическое состояния, но как состояние, в котором раскрывается весь мир, весь его бесконечный пространственно- временной континуум, то вместе с восхищение и изумлением может появиться и ужас от абсолютной непостижимости и непредставимости этого. Современный французский философ А. Конт-Спонвиль в философском словаре следующим образом трактует статью под названием «Удивление»: «В классическом, подчеркнуто глубоком смысле слова – чувство изумления или оцепенения, вызванное неожиданностью. В современном значении – чувство, порожденное не только внезапностью, но и странным или таинственным характером наблюдаемого явления. Именно в этом смысле удивление свойственно философии, которую больше интересует не то, что ново или

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=