Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 214 Нину, а также величественная, почти волшебная природа Кавказа возвращают девочке утерянное ощущение счастья, исцеляют израненное сердце. В повести Л. А. Чарской «Записки институтки» мы вновь встречаем Нину уже в качестве подруги главной героини – Люды Влассовской. У девочек много общего, обе они тоскуют по родным краям и стеснены новой непривычной обстановкой Павловского института. Однако их дружбе не суждено было продлиться долго: не дожив до летних экзаменов, Нина умирает от чахотки, так же, как и ее мать. Реакция Люды на смерть подруги во многом схожа с реакцией Нины на смерть матери. Подобно Нине, Люда скована изнутри, парализованы все ее чувства: «… у меня не было слез. Точно клещами сдавило мне грудь, мешая говорить и плакать» [2, с. 174]. Несмотря на то, что вокруг нее учителя и однокурсницы, Люда чувствует себя брошенной и одинокой. Подобно произведениям И. С. Шмелёва и Л. Н. Толстого в повести Л. А. Чарской возникает мотив сна, нереальности происходящего: «Все это я видела, как сквозь сон. В ушах моих, заглушая пение и голос институток, звучали только последние слова моей дорогой Ниночки…» [2, с. 208]. Несмотря на сильное горе, которое переживает Люда после смерти лучшей подруги, она не забрасывает учебу, даже напротив – начинает еще больше времени проводить за книгами, пытаясь отвлечься, и сдает все экзамены на отличный результат, становясь лучшей ученицей в классе. Можно предположить, что её успех был посвящен памяти покинувшей ее подруги и эти экзамены она сдавала не только за себя, но и за Нину Джаваха. В автобиографической повести Клавдии Владимировны Лукашевич «Моё милое детство» речь идёт о том, как смерть воспринимается шестилетней девочкой Клавдией. В отличие от героев «Детства» Л. Н. Толстого и «Лета Господня» И. С. Шмелева Клавдия теряет не кого-то из родителей, а любимую няню. Но сила её потрясения и переживаемого ею горя очень велики: «Я помню ужас, который охватил меня, и как я выкрикнула: – Нет, нет! Няня не может умереть! Я заплакала, закричала… И далее ничего не помню…» [3, с. 208]. Так же, как и герои-мальчики, Клавдия проходит через отрицание потери и страх. Но будучи девочкой, она эмоционально чувствительнее и страстнее. Смерть няни, столь любимой и столь беззаветно дарящей свое тепло своей воспитаннице, оказала сильное влияние на развитие личности Клавдии. По ее собственным словам, даже будучи взрослой, она часто приходила на могилу няни, окунаясь в бесконечные теплые воспоминания, и в эти дни рождались ее первые литературные произведения. Со смертью няни Клавдия связывает конец своего детства и начало реалистического восприятия жизни – такой, какая она есть, со всеми невзгодами, горестями и утратами. Однако горе помогает Клавдии сформулировать очень важный морально-этический вывод, который она озвучивает в тексте: «…если ребенок видел в детстве много любви и ласки – это оставляет на нем неизгладимый след счастья на всю жизнь. И то, что заложено хорошего, доброго, поможет разобраться во всех испытаниях и легче,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=