Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 212 последние – длиннее. Наконец, наступает понимание того, что смерть неизбежна. Отец умирает дома, в окружении родных. Смерть отца становится для мальчика не только жестоким ударом судьбы, но и причиной, подтолкнувшей его к принятию и развитию внутри себя идеи непредсказуемости и неизбежности Божьей воли, с которой можно лишь безропотно смириться. Если до кончины отца Ваня верил в бессмертие души только лишь потому, что ему об этом рассказывал любимый и уважаемый им наставник, старик Горкин, то после эта вера обрела истинную силу. Это обусловлено надеждой на то, что отец не исчез бесследно, а обрел новую жизнь на небесах, и взирает оттуда на своего сына. Ваня в своем столкновении со смертью проходит путь от страха и отрицания случившегося до принятия и личностного перерождения во многом благодаря поддержке и любви своего старшего друга и воспитателя Горкина. Сравнив роман Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне» и повесть Льва Николаевича Толстого «Детство», можно четко проследить сходство реакции двух главных героев, мальчиков Вани и Николеньки, на потерю одного из родителей. Наблюдая за развитием сюжета обоих произведений, мы видим, что мальчики до момента непосредственного столкновения с трагедией не имеют четкого представления о том, что являет собой смерть. Оба воспитываются в православных традициях, и смерть воспринимается ими как нечто таинственное, нечто такое, что ожидает каждого человека по окончании его земного пути, однако далекое и непонятное. Во многом именно поэтому момент встречи лицом к лицу со смертью становится для них потрясением, коренным образом преображающим их восприятие жизни. Повесть Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» также затрагивает тему переживания смерти детьми. В этом произведении речь идет о том, как ребёнок переживает смерть близкого друга-ровесника. В отличие от героев И. С. Шмелёва и Л. Н.Толстого главный герой повести В. Г. Короленко, шестилетний мальчик Вася, к моменту начала повествования уже знаком со смертью – он потерял мать. Можно предположить, что ребенок, рано столкнувшийся с такой потерей, может душевно очерстветь, закрыться, утратить чувствительность и сострадание. Однако это предположение ошибочно, и в произведении мы видим совсем иную картину. Вася знакомится с мальчиком по имени Валек и его сестрой Марусей, живущими в нищете в подвале старой часовни с отцом и несколькими другими нищими. Несмотря на сначала настороженное отношение друг и другу и различие в социальном положении (отец Васи – судья), между ребятами зарождается настоящая дружба. Неизвестно, как развивались бы отношения между героями, сколько продлилась бы их дружба, если бы не болезнь маленькой Маруси. В течение нескольких глав мы являемся свидетелями медленного угасания Маруси, а затем ее смерти. Вопреки читательским

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=