Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 211 В раскрытии этих тайн отечественной литературе принадлежит особое место. Произведения русских авторов наполнены множеством деталей, оттенков и переплетений, складывающихся в единую картину эмоционально- чувственного состояния героя. Герой в русской литературе представлен разной временной локализацией, разными социальными, возрастными и гендерными группами. Русские писатели традиционно уделяли большое внимание раскрытию внутреннего мира своих персонажей, но с особым вниманием относились к описанию душевных переживаний персонажей-детей, что обусловлено многогранностью, непосредственностью, оригинальностью, эмоциональностью детского восприятия действительности. Для ребёнка характерно радостное, позитивное отношение к жизни, умение сохранять оптимизм даже в самых печальных, порой трагических обстоятельствах. Именно поэтому перед писателем, решившимся показать отношение персонажа – ребёнка к смерти, и особенно к смерти близкого и дорогого человека, стоит чрезвычайно сложная задача. Пожалуй, первым литератором, поставившим её и успешно справившимся с её решением, был Л. Н. Толстой в повести «Детство». Герою повести Николеньке 10 лет. Ему предстоит пережить смерть горячо любимой матери. Эта потеря воспринимается им очень тяжело. Первой реакцией Николеньки является отрицание, переходящее затем в страх. Но неожиданность смерти матери значительно усиливает именно отрицание, что в тексте повести обозначается акцентированием постоянного пребывания героя на грани сна и реальности. Николенька находится в состоянии большой растерянности, страдает от перепадов эмоций, от ощущения нереальности происходящего. Не сталкиваясь со смертью никогда прежде, он не знает, как себя правильно вести; наблюдая за реакцией окружающих, мальчик старается театрально продемонстрировать всем свое страдание и опустошенность, чтобы не выглядеть бесчувственным и равнодушным. Во многом это является следствием и подлинного страха, охватившего его при виде почившей матери. После похорон, однако, он сам признается себе в своем тщеславном желании покрасоваться страданием. Однако взглянув на старую нянюшку Наталью Савишну, утратившую всякую волю к жизни, истинно, без показного трагизма горевавшую о потере своей воспитанницы, Николенька обретает первый и, по его словам, наиболее важный толчок к дальнейшему развитию своей личности. На морально-этическом уровне он испытывает отвращение к человеческому лицемерию и нежеланию быть самим собой даже при встрече со страшным горем. Общая картина восприятия смерти Николенькой сходна с той, что описывается в романе И. С. Шмелева «Лето Господне». Маленькому Ване всего 6 лет. В течение многих дней он наблюдает за тем, как его любимый и любящий, молодой, раньше всегда весёлый и сильный отец медленно угасает от болезни. Последовательно периоды надежды на выздоровление сменяются моментами отчаяния. Первые становятся все короче,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=