Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 207 творений… «Крейцерова соната» имеет два смысла: тайный и явный. Явный смысл кажется направленным против брака: «лучше не жениться» – эти слова Евангелия раздвинуты в обширные страницы и требовательный закон» [5, с. 67]. Розанов считает: «Явный смысл «Крейцеровой сонаты», ее эпиграфы, некоторые в ней абзац, т. е. прямо напечатанные слова, по-видимому, сливаются с этим вековым мотивом христианства» [5, с. 68]. Тайный смысл произведения, по мнению автора, «состоит в утверждении брака…» [5, с. 68]. «Вся литературная деятельность Толстого вытянулась в тонкую и осторожную педагогику около «семьи», «яслей», «Вифлеемской» стороны нашего бытия…», – утверждает Розанов [5, с. 70]. Другими словами, тема семьи развивалась на протяжении всего творчества Л.Н. Толстого: в произведениях «Война и мир», «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Воскресение» и других. Розанов полагает, что Толстой выносит вердикт героям: награждает их жизнью или наказывает смертью в зависимости от нравственных или безнравственных поступков: ««Мне отмщение и Аз воздам» растлением, смертью, ужасной мукой под колесами поезда (Анна), под ножом мужа (жена Позднышева), воздам в «слезах» и недоумении этого маниака-сумасшедшего, который сосет папиросы и бормочет печальные монологи в вагоне первому встречному. За что «воздам»? Да все за то же: «Дом Отца Моего не делайте предметом паскудства»» [5, с. 70]. В. В. Розанов новизну Толстого видит в том, что писатель через свое творчество постигнул «ветхую» скинию, исполнил закон «религии семьи»: «Новизна Толстого состоит в том, что он первый постигнул, а через художество свое и дал почувствовать какой-то не просто идеализм, а тонкий, пока еще едва различимый, чуть-чуть брезжущий религиозный свет, коим струится «дом Божий» в каждой бедной веси, около всяких Вифлеемских «яслей»» [5, с. 70]. Можно констатировать следующее: Л. Н. Толстой и В. В. Розанов много исследовательских работ посвятили проблеме семьи, взаимоотношениям полов; оба мыслителя считали семью ценностью. Но есть и различия в их взглядах: Л. Н. Толстой – сторонник бесстрастных семейных отношений, в плотском акте видит проявление низменных страстей; В. В. Розанов неполового в человеке не видит, так как и зарождается человек от полов, и в семье половое проявляется в самом чистом виде. Подводя итог, подчеркнем следующее: русская классическая литература философична, она всегда выдвигала и защищала духовные ценности в отличие от произведений цивилизованного Запада, где часто любовь подменяется страстью. Л. Н. Толстой в повести «Крейцерова соната» иллюстрирует, что страстная (эгоистичная) любовь между супругами разрушительна; созидательна только духовная любовь, которая долго терпит, милосердствует, все покрывает, всему верит, все переносит. По мнению автора, через нравственную чистоту между полами возможно преобразование всего общества. Ю. В. Шарановская утверждает: «Толстой приходит к выводу, что в Нагорной проповеди Христа выражены и вечный идеал, к которому свойственно стремиться людям, и та

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=