Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 203 Обер-прокурор К. П. Победоносцев, как и Л. Н. Толстой, был сторонником традиционно-патриархальных семейных отношений; оба выступали против эмансипации. Эмансипацию Победоносцев считал одним из признаков трансформационных процессов семейно-брачных отношений. Женское равноправие рассматривал «от лукавого»: «Ночью, когда люди спят или впросонках бессильны, приходит лукавый и потихоньку, под видом доброго и благонамеренного человека, сеет свои плевелы <…> подольстится к девушке в простой семье такою речью: «Кто тебе докажет, что доля твоя – всегда зависеть от других и быть рабою мужчины? Разум говорит тебе, что ты равна ему во всем и на все решительно одинаково с ним имеешь право»» [3, с. 525]. Взгляды Победоносцева о роли женщины в обществе, в семье, совпадающие с точкой зрения Л. Н. Толстого, нашли отражение в обращении к выпускницам училища для дочерей священно- и церковнослужителей: «Не место женщине ни на кафедре, ни в народном собрании, ни в церковном учительстве. Место ее в доме, вся красота ее и сила во внутренней храмине и в жизни, без слов служащей для всех живым примером» [2, с. 525]. Толстой также считал, что место женщины, прежде всего, в семье. Однако обер-прокурор принимает решение о запрете публикации, называя автора «Крейцеровой сонаты» сектантом. Победоносцев полагал, что необходимо «совсем выпустить XI главу о медовом месяце? Тут есть и фразы скверные и совсем отчаянные рассуждения о продолжении рода человеческого и о воздержании от деторождения. Это нехорошо и фальшиво. Притом невольно думается, что эти рассуждения сходятся с гнусною практикой многих сектантов – и шекеров, и федосьевцев, и скопцов, коих вероучение, быв идеализировано (а ведь к идеализации все способы – даже самый разврат), сводится к тем же рассуждениям. Между тем известно, что в действительности с этой идеализацией уживается и таится под нею самый скотский разврат. Увы! как гр. Толстой, подобно всем сектантам, забывает слово св. писания: «всяк человек есть ложь» [4, с. 499]. Остановимся подробнее на произведении Толстого «Крейцерова соната», вызвавшем большое количество противоречивых суждений. Герои повести – пассажиры купе ведут дискуссию о возможности расторжения брака, женском образовании, об эмансипации (об этом спорила вся Европа). Л. Н. Толстой устами главного героя Василия Позднышева откровенно негодует от того, что развращение молодых людей начинается в приличных семьях. Матери учат дочерей, как дороже продать свое тело, принарядив его: «Они знают, на какую удочку ловить мужчин для себя и для своих дочерей» [6, с. 274]. По мнению автора, мужчины не знают, так как не хотят знать, а женщины знают, «что самая возвышенная, поэтическая, как мы ее называем, любовь зависит не от нравственных достоинств, а от физической близости и притом прически, цвета, покроя платья» [6, с. 274]. «Женщины, особенно прошедшие мужскую школу, очень хорошо знают, что разговоры о высоких предметах – разговорами, а что нужно мужчине тело и все то, что выставляет его в самом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=