Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 20 В течение всего 1911 г. продолжались работы по отделке здания буддийской молельни. Художник Николай Рерих подготовил эскизы для витражей с изображением семи благих буддийских символов для светового фонаря главного зала храма. Департамент Духовных Дел по делам иностранных вероисповеданий принял решение о запрещении установки на фасаде здания буддийских религиозных символов, предполагавшихся проектом Г. В. Барановского [37]. В 1912 г. Агваном Доржиевым в Санкт-Петербург для выполнения работ по росписи главного зала со статуей Большого Будды в алтарной части храма был вызван знаменитый буддийский мастер-лама-художник (зурачин) О. Б. Будаев. Буддийские скульптуры и церковные (ритуальные) принадлежности были заказаны в специализированных мастерских Пекина и Долоннора. Петербургская ювелирная фирма Николая Линдена, поставщика Императорского Двора, по специальному заказу изготовила ритуальные серебряные сосуды. К 1913 г. все основные строительные работы по возведению здания буддийского храма были закончены. Первая служба в храме была проведена 21 февраля 1913 г. в день празднования 300-летие дома Романовых. Первое служение состоялось о благоденствии Императора Николая II и всего Царствующего Дома. Служба проходила при участии главы буддийского духовенства Восточной Сибири Пандидо Хамбо-Ламы Д. Д. Этигэлова, единоверцев из Монголии и Санкт-Петербурга. Кроме того, на службе присутствовало множество приглашенных. Среди почетных гостей был известный ученый и путешественник П. К. Козлов. 2 мая 1914 г. Николай II лично утвердил при буддийском храме штат духовенства в количестве девяти человек [38]. Настоятелем первого буддийского монастыря в Европе стал идейный вдохновитель возведения храма в Петербурге, и организатор процесса строительства Цанид-Хамбо Лама Агван Доржиев. 9 июля 1914 г. состоялось второе в истории петербургского буддийского храма служение. Служба была посвящена внесению в буддийский храм двух подаренных статуй Будды – сидящего Будды Шакьямуни (подарок сиамского короля Рамы VI Вачиравуды) и стоящего Будды Майтрейи (подарок русского консула в Бангкоке, известного коллекционера Г. И. Плансона- Росткова) [39, с. 78]. Долгая и трудная постройка петербургского буддийского храма завершилась в 1915 году, в самый разгар мировой войны. Император Николая II дал разрешение на установку на главном фасаде здания Дацана «хурдэ» – восьмирадиусного Колеса вероучения, что и ознаменовала окончание строительных работ. Церемония торжественного освящения буддийского храма в Санкт-Петербурге состоялась 10 августа 1915 г. Храм был освящен в честь воплощения Будды – божества Калачакры, получив название «Дацан Гунзэчойнэй» – в переводе с тибетского «Источник Святого Учения Будды, сострадающего ко всем» [40, с. 64]. В 1917 г. после октябрьских событий все монахи буддийского Дацана покинули революционный Петроград. Осенью 1919 г. в храмовом комплексе, разместилась одна из воинских частей. Храм

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=