Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 196 человека»  2, p. 187  . Таким образом, даже при попытке разобраться с насилием над еретиками, мыслители прошлого прямо и косвенно оправдывали такое насилие, не видя другого исхода и, фактически, способствуя закреплению избранных методов наказаний. Ещё более детально изучая философию Я. Аконцио, Р. Джакомелли говорит, что идентификация «детей лукавого» имеет решающее значение для понимания слов Иисуса Христа. «Первые отцы церкви интерпретировали плевелы как символы грешников, и заключают, что церковь не может быть сообществом только святых людей, но также должна принимать тех, кто допустил ошибки в своем нравственном поведении. М. Лютер, Ж. Кальвин и другие реформаторы признают в символе плевел, без разбора, всех нечестивых, преступников, воров и убийц, в дополнение к идолопоклонникам, отступникам и еретикам. Я. Аконцио старался избежать такого вывода. Религиозное учение, как он говорит, это единственный критерий, который позволяет отличать нечестивых от благочестивых. Он различает иноверцев и тех, кто раньше исповедовал христианство, но отвернулся от него. Вывод Я. Аконцио следующий: в этой притче И. Христос хотел запретить преследование и убийство еретиков, во избежание дальнейших недоразумений, путаницы в идентификации. Он даже определяет, что еретики – так же, как и истинные христиане – творение божье»  2  . Р. Джакомелли пишет, что «правильное толкование символа плевел позволяет примирить притчу со «старым законом». «В 13 главе Второзакония (где говориться о предании смерти искушающего чудесами пророка), мысль убивать направлена на тех, кто пытается отвлечь верных от истинного поклонения Богу или на тех, кто отворачивается от открытой религии, что является определением вероотступника, а не еретика, упоминания о котором не найдено. Отступники и еретики отличаются, прежде всего, своими отношениями с церковью: отступники либо не верят, либо отвергли Слово Божье, поэтому нет эффективного метода, чтобы вернуть их обратно; с точки зрения такой логики, для них не может быть другого решения, кроме смерти. Еретики, с другой стороны, признают Бога и верят в его Слова и, следовательно, церковь все еще может положиться на их веру, чтобы исправить их. Второе различие между отступниками и еретиками заключается в их функции в Церкви. Отступники кажутся бесполезными, в то время, как еретики постоянно подталкивают священников к углублению знания Писания. Третья причина, которая отличает отступников от еретиков есть возможность распознать их без ошибок: идентификация отступника очень проста, в то время как суждение о еретике труднее, о чем свидетельствуют многочисленные противоречия, которые мучают церковь шестнадцатого века»  2, p. 191-193  . Данные свидетельства позволяют по-новому посмотреть на историю развития тюрьмы для еретиков, поскольку такая практика наказаний могла предусматривать хотя бы какие-то попытки преодолеть еретические течения на уровне не физической расправы, а уровне идей, убеждения и просвещения. Как представляется, в русской истории были важны и выражены, скорее, попытки изначальной профилактики распространения ересей, чем попытки разобраться с сущностью религиозного инакомыслия. На наш взгляд, из-за

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=