Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 195 монастырских тюрем, церковные реформы и появления старообрядчества, политика царя Алексея Михайловича, предполагавшая, кроме всего прочего, и укрепление церкви и отношения с Западом – всё это соединяется в один исторический период времени. Таким образом, укрепление влияния слова церкви, усиление преследований ереси (в тот период изгонялось всё бесовское – даже бродячие скоморохи, игрецы и глумники, которые могли считаться подобными колдунам, несли пережитки языческой культуры) – как это не парадоксально звучит – является косвенным предвестником приближающегося Просвещения. До интенсивного развития науки и образования именно в религиозных текстах и практиках виделось рациональное начало мировоззрения. В отличие от Европы, перешедшей к Просвещению через секуляризацию и Ренессанс, на Руси явление секуляризации практически никак не проявлялось. Церковный раскол первоначально созрел не в народной массе, а на верху власти, а затем обернулся появлением новой волны инакомыслящих. Появлению тюрьмы отчасти способствовала борьба рационального с иррациональным, (причём каждая сторона – как реформаторы, так и приверженцы старообрядчества и традиционного уклада претендовали занять и ту и другую позицию, каждый по-своему определяя свою мировоззренческую позицию). Возьмём для примера нашего исследования итальянского, а впоследствии английского мыслителя и теолога XVI в. Я. Аконцио (Акончио, Аконциус). Он исследовал вопрос, имеет ли смертный приговор еретикам библейское основание. Законность насилия против еретиков не может быть основана на удобстве или эффективности наказания, но должно быть приведено в соответствии с божественными заповедями и найти свое оправдание в Священном Писании. Как указывает Р. Джакомелли (R. Giacomelli), теологическая дискуссия XVI века о законности убийства еретиков колеблется между ветхозаветным законом и евангельским посланием, идеей убирать лжепророков, и притчей о зернах и плевелах. «Я. Аконцио анализировал Ветхий Завет, чтобы проверить его значение и понять, кто такие лжепророки, которые должны быть устранены. Порядок устранения лжепророков и идолопоклонников адресованы всем, но они приобретают особую ценность, если обращаться к правителям. Кто несет ответственность за целое сообщество, также имеет право защищать религию на всей территории, и на него возложена задача наказания тех, кто нарушает божественные заповеди. С этой точки зрения Бог призывает правителя бороться всеми возможными способами с теми, кто распространяет ложную религию. Функция гражданской власти заключается в том, чтобы обеспечить справедливость даже посредством применения силы. Поэтому гражданская власть является инструментом земной справедливости, которая предполагает, как воспитательную ценность, так и компенсацию за нарушение прав человека. Человеческая природа, с точки зрения той исторической философии, испорчена первородным грехом, и Бог устанавливает судебную власть, потому что грех распространился по всему миру: применение силы кажется необходимым для сдерживать страсти

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=