Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 194 в качестве тюрем использовались самые разные помещения (изредка заключение могло применяться по месту жительства). Обвиняемых могли содержать в епископских или общих тюрьмах. Тюрьма была не просто местом содержания под стражей, но инструментом влияния на религиозную и общественную жизнь. Местные отделения римской инквизиции постепенно оборудовались для тюремных целей – в основном в монастырях некоторых монашеских орденов. Штаб Священной канцелярии опирался на тюрьмы Рипа (della Ripa), Тор-ди-Нона (Tor di Nona), Корте Савелла (Corte Savella), Замка Сант-Анджело (Замок Святого Ангела или Castel Sant’Angelo), до строительства здания Конгрегации. Другие известные тюрьмы располагались в замке Триана в Севилье (Siviglia nel castello di Triana); в Барселоне – во Дворце де лос Кондес (Barcellona nel Palacio de los Condes); в Кордове в крепости Алькасар (Cordoba, nell’Alcazar); в Палермо в разных крепостях, в королевском дворце или Палаццио Реале (Palazzo reale), Замке св. Петра (Castel San Pietro), в Замке у моря (Castello a mare), в Палаццио Стери (Steri). Тюрьмы часто могли быть организованы на выручку от финансовых штрафов. Руководства, на которые ссылаются инквизиторы в организации своих тюрем – это произведения Бернарда Гая (Bernard Gui, XIV в.), Николая Эймериха (Nicolau Eymerich, XIV в.), Франсиско Песа (Francisco Peсa, 16 в.), Арнау Альберта (Arnau Albert, XVI в.), Луиса де Перамо (Luis de Peramo, XVI) – испанские практики наказания; Элисео Мазини (Eliseo Masini) и Чезаре Карена (Cesare Carena, XVII век)  итальянские практики наказания. Обвиняемый должен был быть накормлен «хлебом боли и водой скорби», но, если он раскаивается, инквизитор мог определить менее суровый режим, который исключал цепи и заключение в подземных камерах. Таким образом, тюрьма могла являться инструментом покаяния и примирения. Испанский инквизитор Т. де Торквемада писал о том, что тюрьма «ужасна, потому что она задумана больше для пыток осужденных, чем для их задержания»  1, p. 269- 270  . В отличие от монастырских тюрем, появившихся на Руси, тюрьмы инквизиции и средневековья относились к нескольким типам, причём разные исследователи выделяют разную типологию. Это позволяет утверждать, что на Руси была попытка упростить систему распределения вероотступников, но наказания могли разниться по степени тяжести. Так Н. Коллманн указывает, что раскольникам, «…желавшим перекреститься следовали телесные наказания и передача местным иерархам на обучение. Тех, кто под пыткой трижды отказался оставить старую веру и раскаяться или же чье раскаяние было ложным, надлежало казнить сожжением. Более мягкие наказания назначались тем, кто мог быть обманут еретическими учениями <…> Их следовало покарать в соответствии со степенью вины и освободить на поруки <…> Закон предписывал телесные наказания тем, кто укрывал схизматиков: более суровые тем, кто знал об их отступничестве, более мягкие тем, кто не знал»  6, p. 441- 442  и т.д. По свидетельствам, в монастырские тюрьмы Руси могли попадать не только старообрядцы, еретики, но и психически больные люди. Развитие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=