Гуманитарные ведомости. Выпуск 3(31) 2019 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (31), октябрь 2019 г. 192 Философско-антропологические аспекты наказания вероотступников в научной мысли затрагиваются, обычно, вскользь, хотя в целом эта тема хорошо изучена и, в основном, со стороны исторического и юридического дискурсов. Вклад в изучение истории религиозного вероотступничества и его наказания, истории и правовых основ функционирования монастырских тюрем внесли такие исследователи, как А. С. Пругавин, М. Н. Гернет, И. Р. Григулевич, Е. Ф. Геркулов и т.д., а сегодня эта тема изучается О. Б. Молодовым, Т. И. Евсеевым, О. Е. Финогентовой, А. В. Рожиной, Л. Б. Смирновым, Н. И. Нарышкиной, И. Н. Ружинской, Н. Ю. Кузнецовой, Н. А. Беловой, А. Л. Елисеевым, Е. С. Матвеевой, С. О. Шаляпиным и др. История европейской инквизиции, средневековые тюрьмы, тюремные монастырские граффити, история наказаний подробно изучались зарубежными исследователями, среди которых можно назвать имена: F. De Boni, M. Rastrelli, V. T. Pani, M. Gazzini, M. Ferri, C. Moine, L. Sabbionesi, T. Buracchi, I. Tozzi, G. Civale, B. Bennassar, A. Prosperi, J. A. Tedeschi, S. Pastore, A. Malena, M. Firpo, M. Valente, F. Cardini, M. Montesano и др. Преследование вероотступников имеет достаточно давнюю историю. Можно сказать, что наказания такого рода возникают с первыми законами в истории человечества и первыми утверждёнными верованиями. Поэтому мы сконцентрируемся только лишь на философско-антропологических и культурных аспектах наказания вероотступничества, религиозного инакомыслия в пространстве русской и европейской культуры. Уничтожение ересей, в средневековой Европе, считалось возможным через разные способы воздействия на еретиков. Зачастую методы выбирались самые разные, но многие из них были радикальными. Существуют свидетельства, позволяющие говорить, что в средневековых европейских наказаниях немалую роль играла очевидность наказания для населения, его наглядность. Возможно, данное обстоятельство сказывалось на выборе наказания в пользу настолько радикального, насколько и очевидного. В работе Г. Ч. Ли читаем о свидетельстве 1237 г. Г. Пелиссона о том, что даже если еретик умирал до совершения над ним казни, его тело всё же могло подвергаться наказанию, например, сожжению на костре, а иногда и кости могли быть выкопаны из могилы  7, p. 348  . Одно из наказаний – т.н. ношение самбенито (прямой перевод одежды св. Бенедикта) предполагало публичное обличение грешника через ношение одежды, как правило жёлтого цвета (цвет грешника Иуды – прим. авторов статьи или цвет серы), либо красного или чёрного (цвета дьявола). На одеянии были начертаны знаки, например, крест св. Андрея (несчастья сопутствовали жизни апостола). Самбенито могло изображать пламя ада, чертей, к нему мог прилагаться головной убор в форме митры (coroza), на котором была написана вина грешника. Нередко платье помогало определить имя заключённого, поскольку толпа и родственники, наблюдавшие аутодафе могли не узнать наказуемого, изменившегося под воздействием пыток или длительного заключения. Для осужденных на костре, применяли похожее одеяние, которое можно назвать наплечником, но в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=